Профессиональная компетентность руководителей и специалистов современных организаций

Актуальность темы и постановка проблемы исследования.

Успешность поступательного развития системы управления в современной России в значительной степени зависит от качества управления организациями.

Задачи, стоящие сегодня перед организациями, предприятиями, требуют формирования у ее руководителей новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению инновационной деятельности, активному использованию информационных ресурсов и технологий.

Вместе с тем, растущие требования к компетентности управленцев существенно превышают соответствующую компетентность действующих администраторов.

Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей.

Явный дефицит такой управленческой компетентности зачастую тормозит реализацию конкретных проектов, программ развития организаций, предприятий, проводимых в рамках модернизации отечественной экономики, является серьезным препятствием на пути реального развития системы управления в целом и конкретной организации в частности.

В связи с этим потребность в переосмыслении целей, содержания, организации и технологий формирования профессиональной компетентности руководителей становятся государственной проблемой.

Актуальность данной темы связана как с недостатками научного обоснования самого содержания понятия профессиональной управленческой компетентности, так и с неразработанностью методов ее формирования у руководителей и специалистов современной организации.

Цель работы - определить организационно-управленческие условия эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей организаций.

Объект исследования - профессиональная компетентность руководителей и специалистов современных организаций.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной компетентности руководителей и специалистов в современной организации, условия и пути развития.

Задачи - выявить существующие подходы к интерпретации понятия профессиональной компетентности и ее формированию, включая определение структуры и динамики развития, обобщить формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности управленческих кадров, разработать и апробировать обучающую программу на основе Интернет-технологий, способствующую повышению профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений в области управления.

Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предложенных мероприятий по формированию профессиональной компетентности руководителей.

Теоретической базой данной работы являются: фундаментальные исследования в сфере менеджмента и компетенций (М.Альберт, Д.Бодди, Ричард Л.Дафт, У.Джек Дункан, М.Мескон, Р.Пэйтон, Дж.Равен, Ф.Хедоури и др.); труды отечественных исследователей по управлению (С.Г.Вершловский, В.Н.Гуров, Н.В.Кузьмина, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, Н.Д.Малахов, А.М.Моисеев, М.М.Поташник, В.А.Сластенин, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова и др.);

разработки проблем формирования профессиональной компетентности в управлении в целом (Ю.В.Варданян, И.П.Гомзякова, В.И.Горовая, И.Н.Дроздов, И.Е.Елина, И.А.Елисеева, Г.С.Никифоров, Л.П.Погребняк, Э.А.Уткин, В.И.Франчук и др.);

работы по проблемам профессионализма профессионального мастерства (А.Ф.Ануфриев, В.В.Буткевич, Т.А.Венедиктова, И.А.Володарская, В.В.Горбенко, А.А.Деркач, Е.А.Климов, М.Н.Карпетова, Н.Е.Костылева, И.Ф.Кривчанский, Ю.Г.Кузнецов, А.К.Маркова, В.Е.Морозова, В.П.Намчук, И.И.Проданов,А.В.Соложин).

Теоретические основы профессиональной компетентности