Меню сайта


Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделения, а также по оптимизации механизмов конкурсного отбора и селекции как обучаемых, так и обучающих. Однако реальность весьма далека от этого идеала.

.2.1 Система повышения квалификации государственных служащих в РФ

В настоящее время в РФ имеется ряд учебных заведений и центров, осуществляющих воспитание государственных служащих. В области повышения квалификации государственных служащих основную нагрузку берут на себя Российская Академия государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и ее филиалы - региональные Академии государственной службы и отделения РАГС. Система РАГС образована на материальном и кадровом фундаменте, оставшемся от Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. Эта система обладает такой же как и бывшая АОН межведомственной принадлежностью и работает на основании заказов со стороны органов государственного управления, будучи подчиненной им посредством получения этого заказа и отчитываясь за его исполнение перед этими органами.

Кроме системы РАГС имеется Академия народного хозяйства (АНХ) Российской Федерации, специализирующаяся более на подготовке управленцев с ориентацией на менеджмент. АНХ также имеет межведомственный характер и аналогично РАГС работает прежде всего на основании госзаказа. Наконец, имеется большое количество учебных заведений и центров, институтов повышения квалификации, распределенных по министерствам и ведомствам (например, в Министерстве общего и среднего профессионального образования, Министерстве иностранных дел, Министерстве здравоохранения и т.д.).

Общими недостатками учебных заведений, занятых повышением квалификации государственных служащих, выступают:

· отсутствие конкуренции со стороны вневедомственной группы образовательных учреждений;

· полная подчиненность заказчикам, ведомственная зависимость (что, правда, обеспечивает соответственно быструю реакцию на ведомственные требования). Практикуется широкое (и не всегда оправданное) привлечение чиновников-практиков для участия в образовательных программах в качестве преподавателей;

· оторванность от всей системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством общего и среднего профессионального образования РФ, вследствие чего осуществляется мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавания общегуманитарных дисциплин, что снижает ценность такого повышения квалификации.

Как правило, повышение квалификации сводится к дискретным программам, осуществляемым по сокращенному лимиту времени и с известным положительным результатом - получением соответствующих документов об окончании курсов.