Необходимость многопрофильного обучения

В соответствии с государственным стандартом подготовка государственных служащих должна ориентироваться прежде всего на обучение экономической теории и прикладным экономическим дисциплинам наряду с управленческими технологиями, причем управление рассматривается как область знаний, генетически и содержательно связанная преимущественно с экономикой. Конечно, существуют достаточно веские причины для такой “экономизации” подготовки чиновников. В условиях глубокого кризиса, когда налицо острейшая потребность в решении неотложных экономических проблем, казалось бы, вполне естественно выдвинуть экономическое образование государственных служащих на первое место. Кроме того, в недалеком прошлом государство было демиургом экономического порядка, и его воздействие на экономические процессы сводилось лишь к выбору удачных управленческих механизмов, сочетающих административные и “экономические” методы. Традиции рассматривать управление в виде "приводного ремня" от государства к экономике до сих пор оказывают влияние на сознание многих.

Однако считать экономику определяющей областью в современных образовательных программах подготовки государственных служащих, на наш взгляд, нет достаточных оснований. Прежде всего кардинально изменились само положение и функции государства в российском обществе. Если в плановой экономике абсолютное господство государственной собственности определяло командно-всеобщий характер государственного управления, когда никому не пришло бы в голову поднимать вопрос о правомерности государственного вмешательства в те или иные экономические процессы, то в рыночной экономике ситуация кардинально меняется. Государственное воздействие опирается не столько на государственную собственность, сколько на меры косвенного регулирования посредством законодательства, бюджетной политики, использования кредитно-денежных инструментов, подготовки и реализации различных государственных программ. К тому же не только изменились способы, но и существенно сократились масштабы государственного вмешательства в экономику.

Без уяснения нового характера взаимоотношений между государственной политикой, правом и экономикой вряд ли возможно построить концептуальную основу учебного плана по специальности “Государственное и муниципальное управление”. В переходных системах экономические решения, как правило, отражают политические установки, не всегда опосредованные правом. Преобладание политического над экономическим отражается в том явлении, которое Мировой Банк определил как “трансферная экономика”, отличающаяся как от рыночной, так и от командной экономики. Государственное управление на основе беспристрастной законодательной системы и правовых технологий разрешения конфликтов является лишь желаемой для России целью, однако и в данный момент не следует преувеличивать давление экономики. Мир политики - это мир власти, и нередко все может зависеть от ограничений, налагаемых императивами политических возможностей. В нашем обществе есть множество проблем, кажущихся с технической точки зрения легко решаемыми, но их нельзя эффективно решить из-за политических умонастроений и интересов - того, что часто называют политической волей лидеров и непредсказуемостью политического поведения населения. Поэтому формирование современной рациональной бюрократии, отчасти компенсирующей указанный органический дефект, присущий “трансферной экономике” переходного периода, в наших условиях особенно важно.

Перейти на страницу: 1 2