Основные понятия и составляющие процесса управления

Количественная мера риска может определяться абсолютным или относительным уровнем потерь. В абсолютном выражении риск может быть определен величиной возможных потерь в физическом (натурально-вещественном) или стоимостном (денежном) выражении, в относительном выражении - отношением величины возможных потерь к некоторой базе, например, капиталу, суммарным издержкам или прибыли. Задача, однако, осложняется тем, что на практике при реализации конкретного управленческого решения, как правило, приходится учитывать не один, а несколько видов рисков. Чрезвычайно важно иметь возможность количественно оценить степень риска, ведущего к банкротству. С этой целью рассчитывается коэффициент риска, представляющий соотношение

Kp = Y / C,

где Кp - коэффициент риска;

У- максимально возможная сумма убытков;

С - сумма собственных средств.

Эмпирические исследования показывают, что оптимальный коэффициент риска составляет 0,3, а критический (превышение которого ведет к банкротству) - 0,7.

Управление рисками как научная и профессиональная специализация - весьма сложная область менеджмента, так как находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыков использования методов математического моделирования, прогнозирования, применения элементов стратегического, финансового и инвестиционного менеджмента, знания специфики страховой деятельности и биржевой торговли. Современный бизнес все больше нуждается в использовании специфических биржевых инструментов управления рисками - срочных контрактов: форвардных, фьючерсных, опционных, используемых как для страхования, так и для извлечения прибыли. Большинство банков и финансовых организаций сегодня активно пользуются этими инструментами, но менеджерам торговых и особенно промышленных компаний только предстоит освоить и активно применять методы риск - менеджмента.

Следует рассмотреть типы структур управления и их характеристики. Можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение. Первый - это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления - иерархический тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды, получивший название органического.

При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических. Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

a) четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

b) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

c) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

Перейти на страницу: 1 2 3 4