Стратегическое планирование

Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современно быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Основная проблема реализации стратегии - осознание управленцами того, что дело не только в качестве стратегии как документа, а в их способности организовать процесс от разработки стратегической концепции до ее внедрения в конкретных программах, планах, проектах, сбалансированных по ресурсам.

В первую очередь рассмотрим само понятие - «стратегия»

Большой экономический словарь под редакцией Л.Н. Азрилияна (1997) трактует понятие «стратегия» 1) как искусен руководства; 2) общий план ведения этой работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития.

Вместе с тем, в Большом экономическом словаре можно встретить еще несколько понятий, связанные со стратегией.

Речь идет об экономической, инновационной и конкурентной стратегиях.

Экономическая стратегия - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерен правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходе бюджета, налогов, капитальных вложений, цен, социальной защиты.

Инновационная стратегия - стратегия в менеджменте, представляющая собой набор правил для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Задачи инновационной стратегии:

а) обнаружение самых ранних признаков технологического старения выпускаемой продукции и альтернативных возможностей обновления производства;

б) определение смены фаз цикла спроса на рынке с целью пересмотра стратегии в изменяющихся условиях.

Конкурентная стратегия - долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, призванные укреплять положение предприятия с учетом факторов интенсивности конкуренции. Понятие стратегия состоит из пяти взаимосвязанных определений:

) Стратегия как план - это некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действии, путеводная линия (или ряд таких линий), которой придерживаются в конкретной ситуации.

) Стратегия как ловкий прием - это своею рода «маневр», предпринимаемый с целью перехитрить противника или конкурента.

) Стратегия как паттерн (принципы поведения, устойчивая схема) - это заранее продуманная и выстраивающаяся по ходу развития событий некая последовательность в поведении. Такое определение включает в себя результативное поведение. Этим как бы подчеркивается, что понимание стратегии лишь в качестве разработанного плана еще недостаточно - стратегии должны быть не только заранее продуманными, но и реализованными.

) Стратегия как позиция - это соотношение организации с внешней средой. Согласно такому пониманию стратегия становится опосредствующей силой между организацией и внешней средой. Например, определить «нишу» как позицию, чтобы избежать конкуренции; или определить способы использования ресурсов, которые с наибольшей вероятностью ведут к опережению конкурента; или создание ситуаций различных видов экономической ренты и нахождение путей их сохранения. Таким образом, стратегия - это любая жизнеспособная позиция, вне зависимости от того, является она конкурентной или нет.

) Стратегия как перспектива - это виды на будущее, обращенные внутрь организации.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Перейти на страницу: 1 2 3