Взаимосвязь целей организации со стратегическим менеджментом

Рассмотрим этапы стратегического менеджмента и их особенности.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления:

. Анализ среды - обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды.

Анализ внешней среды осуществляется по семи областям: состояние экономики, политические тенденции, состояние рынка, уровень технологического развития отрасли, состояние конкуренции, международное воздействие на бизнес, социально-культурное поведение. Анализ внутренней среды, называемый управленческим обследованием (диагностикой), дает информацию о том, насколько эффективна действующая стратегия, в чем силы и слабости предприятия, конкурентоспособны ли цены и издержки предприятия, насколько прочна конкурентная позиция, с какими стратегическими проблемами сталкивается предприятие. Основные направления стратегической диагностики: маркетинг, финансы, производство (технология), персонал, организационная культура.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

. Определение миссии и целей - рассматривается как один из процессов стратегического управления, состоящий из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

Необходимо отметить, что цели непосредственно связаны с миссией, конкретизируют ее и подразделяются на экономические и неэкономические. Основные требования к целям: конкретность и измеримость, ориентация во времени, достижимость, непротиворечивость.

. После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.

Сложность данного этапа заключается в том, что практически не существует жестко заданных процедур и правил стратегии и это процесс во многом интуитивен. Вместе с тем, в настоящее время наработан определенный пакет классификаций общих стратегий предприятия. Среди них: во-первых, выделяются две наиболее известные классификации: стратегическая модель Портера и классификация стратегий «рост- сокращение»; во-вторых, имеется совокупность матриц, которые помимо аналитических инструментов являются и банком данных о разнообразных линиях стратегического поведения: матрицы Бостонской консультационной группы, возможностей по товарам и рынкам, конкурентных преимуществ, Дженерал Электрик. Шелл.

Выбранные из названных классификаций общие стратегии должны быть конкретизированы набором функциональных (частных) стратегий.

. Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

. Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

Перейти на страницу: 1 2 3