Подготовка профессионально–компетентного работника государственной службы

Гоголь считал, что Россию погубят дороги и дураки. У нас несколько иное представление о причинах наших бед. В частности, мы считаем, что перспективам формирования в нашей стране правового государства и гражданского общества серьезно угрожают две крайне опасные деструктивные установки: неверие в право и почти иррациональные нелюбовь и недоверие к чиновничеству. Установки эти присущи не только нашему массовому, но, увы, также немалой части и “просвещенного” сознания. Разумеется, обе они имеют мощные и вполне объективные исторические корни и к тому же постоянно подкрепляются наблюдаемой практикой нашей государственной жизни и общения рядового гражданина с государственной машиной.

Но для того чтобы отношение к праву и государству изменилось, нужно, чтобы само оно тоже менялось. В своей работе я обратилась к одному из направлений необходимых изменений - к концепции модернизации нашей государственной службы, а именно, главным образом к кадровому аспекту этой проблемы. При этом под кадровой политикой понимается система принципов и проводимых на их основе мероприятий, которые призваны обеспечить подготовку кандидатов на должности в государственном аппарате, переподготовку, а также повышение их квалификации. Уровень профессиональной подготовки в современном государственном управлении является предметом беспокойства и одной из наиболее актуальных проблем во многих развитых государствах. Прежде всего на повышение профессионализма и эффективности работы государственных служащих были направлены многочисленные административные реформы в странах Запада в 70 - 90-е годы. В демократических условиях к проведению таких реформ мотивируют не только геополитические и внешнеполитические вызовы и внутриэлитные перегруппировки в правящих верхах, но и требования, исходящие от гражданского общества, различных политических сил и групп давления.

Для российского истеблишмента такая ситуация является новой, поскольку на протяжении многих десятилетий система государственного управления настраивалась в идеократической системе координат, и административный профессионализм выступал нужным, но не первоочередным качеством руководителя. Считалось, что идейная убежденность и преданность партии - наиболее приоритетное качество, которое позволяет решать прежде всего политико - идеологические задачи. Что касается экономической, социальной, культурной и иной конкретики, то политический опыт и классовое чутье вполне могут компенсировать недостаток административных способностей и знаний. Поэтому в ходу была межотраслевая и межтерриториальная ротация.

Все это сформировало стереотипы в работе с руководящими кадрами, которые не могут никак уйти в прошлое. Напротив, они в чем-то были законсервированы, в связи с начавшейся эпохой демократических и рыночных реформ. И в политическую и административную элиту без должного профессионального отбора пошел поток людей, желавших реализовать себя во власти. Недостаток управленческого профессионализма и появление нового класса управленческих задач стали компенсироваться ростом бюрократического аппарата, отбор в который также происходил по - преимуществу без учета необходимых административно - управленческих требований. Все это, вкупе с неразберихой переходного периода, чрезвычайно ослабило эффективность действий государственных органов и заставило обратить самое пристальное внимание на состояние и проблемы профессионализма государственных служащих и административной элиты.

Тема профессиональной подготовки государственных служащих, а также проблемы, связанные с ней, получили освещение в трудах многих авторов. Так, например, Валентина Столярова в своей статье «Проблемы государственной гражданской службы. Социальные стандарты и нормативы» пишет: “ Все проблемы повышения эффективности государственной и муниципальной службы упираются, в основном, в профессионализм работников госаппарата, который зависит от качества обучения”. [2] Данные проблемы отражены также в работах Антошиной Н. М.[3], Капитоновой М. А.[4] Большое внимание системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации уделил А. В. Оболонский в своем учебном пособии для студентов вузов “Государственная служба”[5].

Объектом моей исследовательской работы является работник государственной службы. Предмет исследования - система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Цель работы - детально рассмотреть систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственной службы.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

· выявить основные принципы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

· рассмотреть организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

· выделить концепции образовательных программ для подготовки государственных служащих.

Но прежде чем начать исследование необходимо дать определение профессиональной компетентности.

Говоря о профессиональной компетентности, следует, прежде всего, выделять сферу деятельности (рабочие, управленческий аппарат, служащие) и рассматривать ее в единстве с квалификацией или уровнем управления (низший, средний, высший). Чем выше квалификация или уровень управления, тем необходимее высокий уровень знаний, большой опыт, наличие обязательных для дела личностных качеств. Профессиональная компетентность определяется не только компетенцией, деловыми и личностными качествами, но и кругом знаний и навыков, вопросов и проблем, реализуемых в рамках профессиональной деятельности.[6]