История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе

То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х годов могла на равных конкурировать с США, в значительной мере объясняется успешным индикативным планированием. Основу этого успеха составляли следующие факторы: высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих ланов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость и последовательность профессионального государе венного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний реализации принятых программ; выработка широкого национального согласия в отношен! главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы и той модели общества, кот рой отдает предпочтение большинство народа; атмосфера социального партнерства, постепенно ослаблявшая классовую конфронтацию.

В настоящее время социальное партнерство получило широкое распространение. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на различный уровнях.

Социальное партнерство, разумеется, не отрицает возможности, а иногда и необходимости предъявления одним партнером другому самых жестких требований.

Диапазон объектов социального партнерства может быть весьма широк. Однако каждая страна имеет свою специфику, зависящую от множества факторов, таких, как модель развития экономики, авторитет субъектов социального партнерства и др. В одних странах приоритеты регулирования складываются в результате длительной эволюции, «саморазвития», в других (например, в Украине и России) -административным путем.

Переход к социально ориентированному рынку в ФРГ был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социально-культурных проблем, таких, как изменение образа жизни миллионов, особенностей мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа [18, с. 502].

Подводя итоги реформаторской деятельности Эрхарда, отметим, что он достиг поразительных успехов. Но проводимая Эрхардом экономическая реформа не имела бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-политическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Эрхард широко использовал помощь ученых своей страны. Так, в соответствии с государственным законом был образован Экспертный совет по оценке общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Гуннара Карла Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма. Социал-демократы почти 70 лет бессменно находились у власти в Швеции - стране с высоким уровнем материальной и социальной обеспеченности граждан.

Подчеркивая регулирующую роль государства, Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в который осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения.

По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостояния» - это социальная защита населения. Создание социальной защиты, по мнению Мюрдаля, предусматривало следующие направления деятельности государства [18, с. 514]:

обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; установление привилегий малоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;

создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать средства для полноценной жизни любыми не противоречащими закону способами;

создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

обеспечение экологической безопасности членов общества; защита граждан от преступных посягательств; защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;

защита от политического преследования и административного произвола;

обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его ячейках и структурных образованьях, защита от психологического прессинга;

Перейти на страницу: 1 2 3 4