Меню сайта


Системы подготовки и переподготовки государственных служащих в РФ

Системы подготовки и переподготовки (получение второго высшего образования в том числе) государственных служащих в РФ не столь устоялись, как система повышения квалификации. Причины этого имеют как “историко-генетический”, так и недавно приобретенный характер. К ним отнесем:

· советскую традицию непризнания государственной службы особым родом деятельности, требующим в первую очередь профессиональных знаний и навыков, а, напротив, признание приоритета так называемых политических качеств, показной идеологической выдержанности (умения “колебаться вместе с генеральной линией”), личной преданности начальству и вообще “сильным мира сего”. Сейчас старый принцип набора новых государственных служащих “из комсомола” и использование школ комсомольского актива ушел в прошлое, новые пути профессионального отбора и воспитания кадров пока не закрепились;

· ориентацию принятого в 1993 году образовательного государственного стандарта главным образом на менеджмент, т.е. на экономический аспект управления;

· отсутствие учебно-методического центра по данной специальности и государственных заказов на подготовку новых кадров для государственной службы, а не только на повышение квалификации;

· отсутствие каких-либо преимуществ для выпускников с дипломом управленцев при существующей системе отбора, что прежде всего выражается в неразработанности критериев приема на службу и выделения реальных профессиональных преимуществ выпускников по специальности “Государственное и муниципальное управление”.

Образовавшаяся “ниша” подготовки и переподготовки заполняется ныне с разных направлений - из экономики, юриспруденции, истории, политологии и т.д. Намечается своеобразное расслоение групп образовательных учреждений:

· отраслевые подразделения в классических университетах;

· отраслевые подразделения в технических университетах, академиях;

· ведомственные вузы и институты.

По специализациям помимо профессиональной ориентации происходит естественное “разделение труда”:

· подготовка муниципальных - региональных - федеральных государственных служащих;

· подготовка государственных служащих для органов управления по ведомственному признаку (например, образование, культура, экономика, внешние сношения и т.д.).

Таким образом, существующая ситуация характеризуется чрезмерным влиянием побочных по отношению к подлинным нуждам системы подготовки государственных служащих факторов. Альтернативой ей может и должна стать система целенаправленной комплексной подготовки и переподготовки государственных служащих. Ее организующим началом могла бы стать координация работы учебных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку государственных служащих. Основными компонентами этой стратегии могут стать, во-первых, создание сообщества учебных учреждений, которое работало бы в направлении закрепления нового понимания государственного стандарта по специальности “Государственное и муниципальное управление” , что не исключает возможности разделения этой специальности или создания и отработки в рамках единой специальности ряда специализаций и их учебных планов; во-вторых, формирование сбалансированной системы государственного заказа и конкуренции между образовательными учреждениями за этот заказ, что, в свою очередь, повышает роль вневедомственных учебных заведений (обеспечивающих своим участием честную конкуренцию); в-третьих, установление преимуществ в приеме на младшие должностные разряды для лиц, получивших дипломы по специальности “Государственное и муниципальное управление”. Наконец, в-четвертых, система продвижения по службе должна быть увязана с системой переподготовки. Государственная служба через подобный кадровый сдвиг сможет повернуться лицом к реальным проблемам сегодняшнего дня и стать государственной службой гражданского общества.

Перейти на страницу: 1 2