Концепция образовательных программ

Концепция образовательных программ основывается на опыте Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова (ИГУиСИ МГУ), где с сентября 1993 г. реализуются на практике предложения по формированию новой системы подготовки специалистов в области государственного управления. При создании этой концепции были использованы четыре модели образовательных программ (программы, обучающие государственному управлению как пограничному разделу политологии, юриспруденции и других гуманитарных наук (liberal arts); программы, ориентированные на получение профессиональных знаний в области управленческих технологий; программы, ориентированные на социальную публику; программы обучения государственной службе как вторичной специализации) с учетом специфики собственных целей и подходов, отечественных традиций подготовки специалистов университетского уровня и, естественно, наличия подготовленных профессоров и преподавателей.

Поскольку отечественного опыта подготовки специалистов по государственному управлению в начале 90-х годов было немного, то создание концепции образовательных программ началось с уяснения модели специалиста, которого необходимо получить на выходе учебного процесса. Согласно распространенному подходу, автором которого является известный специалист по менеджменту Роберт Катц, любой администратор независимо от того, работает он в частной или государственной организации, должен обладать тремя качествами: профессиональными знаниями и навыками, включающими специальные знания, аналитические способности в данной области и мастерство в применении инструментов менеджмента; человеческими свойствами, означающими умение эффективно работать как член команды и организовывать согласованную работу в группе, руководителем которой он является; стратегическим мышлением, включающим способность видеть организацию как целое, что подразумевает понимание взаимозависимости различных организационных функций и влияние изменений различных частей организации на целое. Оно предполагает также видение взаимоотношений частных задач с отраслевыми, местными и региональными, а равно с политическим, социальным и экономическим окружением на уровне страны в целом.

Отталкиваясь от такой схематической конструкции и учитывая специфику государственной службы, можно определить основную цель и задачи образовательных программ по специальности “Государственное и муниципальное управление”.

Цель образовательных программ: обучение студентов аналитическим и административным профессиональным навыкам наряду с обеспечением усвоения социально-политического и нормативного контекста взаимоотношений между государством и гражданским обществом.

Все программы должны быть объединены одним требованием - развить в каждом студенте способности аналитика, специалиста и лидера. Это, в частности, означает, что на “выходе” специалист должен обладать качествами, позволяющими ему управлять, координировать, убеждать, работать в команде, заниматься консалтингом, собирать необходимую информацию, быть толерантным для начальства и другом, даже “отцом родным”, для подчиненных.

Из этой общей цели вытекают некоторые более конкретные задачи образовательных программ. Специалисты в области государственной службы:

· во-первых, должны знать чрезвычайно сложное окружение (контекст), в котором работают государственные органы, что означает отсутствие простых, “одномерных” решений возникающих перед ними проблем. Поэтому умение вести диалог и переговоры, согласовывать различные интересы и позиции как составная часть освоения современной теории организации является обязательной составной частью профессионального мастерства государственного служащего;

· во-вторых, современные государственные служащие, имеющие диплом специалиста по управлению, должны владеть методами и средствами реформирования государственных организаций, обладать способностями управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур;

· в-третьих, выпускники должны понимать социальное назначение, общественно-гражданский смысл административных функций, без чего госаппарат служит не людям, а разного рода авторитарным системам и правителям либо самому себе;

· в-четвертых, они должны, усвоить необходимость защищать и развивать демократические процессы участия населения в решении управленческих задач;

· в-пятых, служащие государственного аппарата должны помнить об открытости и честности в процессе выполнения обязанностей государственной службы.

Отсюда, как нам представляется, обучение государственных служащих не должно замыкаться в узких рамках техники управления и собственно администрирования, т.е. в том, что называется механизмом функционирования государственной машины. Не меньшее значение образовательные программы должны придавать нормативно-ценностной стороне государственной службы, отражающей специфическое значение действий государственных органов. Этот нормативно-ценностный аспект обеспечивается усвоением общегуманитарных, правовых и политико-социологических дисциплин, позволяющих всесторонне показать смысл и содержание управленческих стратегий государства. Эти стратегии вытекают из целей деятельности государственных структур. Для государственных организаций цели - внешние, “вводные” задания, которые базируются на ценностных представлениях и ожиданиях общества. Например, особое значение такие представления имеют при определении масштабов перераспределения доходов, когда преобладающие в обществе ожидания справедливости являются важнейшими факторами принятия первоначально политических, а затем и административных решений. Поэтому необходимы специальные образовательные программы по теории политики, политическим технологиям, этике, теории и философии государственного управления, конфликтологии, ведению переговоров, теории принятия решений, социального и политического прогнозирования.