Управление инновациями и технологиями

Перед российской экономикой при реструктуризации организаций встают, в первую очередь, вопросы финансовой стабилизации и совершенствования финансового управления, анализа издержек и совершенствования управления затратами организаций, использования имеющегося научно-технического и инновационного потенциала.

Структура такого потенциала имеет свои, российские, особенности, заключающиеся в том, что он концентрировался в крупнейших институтах, формированиях, а в силу особого назначения иногда и в отдельных городах - наукоградах.

Зарубежный опыт показывает, что и такая структура организации научных исследований и инноватики (с дальнейшей передачей - коммерциализацией технологий для использования производственными фирмами) может иметь место и успешно реализовываться.

Предпринимательская деятельность строится на новой идее удовлетворения покупательского спроса. Нововведение, инновация - это создание принципиально нового продукта или услуги, предоставляющее возможность достижения крупного коммерческого успеха, или обновление и улучшение уже существующих, реализуемых организацией продуктов и услуг.

Отправными точками инновационного процесса является наличие потребности и возможность (финансовая, проектная, технологическая, производственная и т.д. - по жизненному циклу продукта) ее удовлетворения.

Таким образом, инновационный прогресс является одним из основных факторов, определяющих будущее организации.

Очень важно подчеркнуть, что термин «инновация» охватывает не только все многообразие изменений продукта - от внесения мельчайших улучшений до радикальных нововведений, - но и изменения, касающиеся организации и реализации самого бизнес-процесса.

Многочисленные попытки классификации системы новизны продукта показывают, что понятие новизны не является четким (не на каждый «новый» продукт можно получить патент), а некоторые новые продукты есть не что иное, как улучшение, развитие известных продуктов (например, автомобиль, телевизор, пицца и т.д.). Примерная количественная интерпретация этих соотношений следующая:

принципиально новая продукция - 10%; новые группы однородных продуктов - 20%; улучшение существующих продуктов - 26%; дополнение групп однородных продуктов - 26%; сокращение производственных издержек - 11%; перемещение продукта на другие рынки 7%. В основе инновации лежит попытка достижения рыночных конкурентных преимуществ путем опережения конкурентов во времени. Но инновация не является автоматическим процессом, она должна иметь постоянный характер, а для этого необходима соответствующая организация процесса и эффективное управление им. Не существует гарантий успеха инноваций, которые по своей природе являются рискованными действиями, но исследования 40 британских и американских компаний показали тесную корреляцию успеха, определяемого как рост продаж в условиях высоко конкурентного рынка, с некоторыми ключевыми показателями эффективности управления процессом инновации:

наличие четкой и детально разработанной стратегии развития;

проведение исследований широкого диапазона вариантов;

применение системного подхода к организации производства

продукта и к его внедрению на рынок.

Неудачи в реализации инноваций составляют, по разным данным, от 30 до 95% от всего объема новых разработок, общепризнанная средняя величина - 40%.

Перейти на страницу: 1 2