Структура и проблемы интеллектуального капитала

Возрастает количество невостребованных молодых специалистов, что в итоге ведет к дестабилизации социальной ситуации в стране: отсутствию работы и постоянного дохода, неясности профессиональных перспектив. Проблема несоответствия спроса и предложения рабочей силы обостряется. Выпускник вуза, не нашедший применения полученным знаниям, пополняет армию безработных со всеми вытекающими отсюда негативными социально-экономическими последствиями.

Таким образом, еще находясь в стенах вуза, студенты прогнозируют возможные проблемы с трудоустройством. Невостребованность выпускника означает и то, что неоправданными оказываются и ожидания потенциальных работодателей. Выпускник практически сразу после окончания учебного заведения вынужден думать о дополнительном образовании.

Другим субъектом рынка образовательных услуг, предъявляющим спрос на квалифицированные кадры, являются фирмы, организации и предприятия. Они в основном предпочитают получить готовые кадры, не оплачивая их обучение. Требования, предъявляемые к потенциальным работникам, в основном стандартны и описываются следующими параметрами: профильное образование, знание языка, умение работать на ПК, знание программы 1С, стаж работы не менее трех лет. Этого требует стремительно меняющаяся жизнь. Ужесточение конкурентной борьбы из года в год не дает возможности, приняв на работу специалиста неизвестного качества, обучать его специфике работы на данном предприятии, подвергая определенным рискам результаты деятельности предприятия, да еще и по истечении испытательного срока понять, что этот специалист неспособен выполнять возложенные на него обязательства. Работодатели, занимавшиеся когда-либо подбором кадров, знают, что найти выпускника, соответствующего требованиям должности, достаточно сложно, однако необходимо. Практически деятельность в любой сфере, особенно выпускника вузов, связана с умением работать в программе 1С, не говоря уже и о навыках работы в офисных программах. Поэтому студентам необходимо использовать любую возможность повышения компьютерной грамотности. Что касается стажа работы, где его взять «новоиспеченному» выпускнику? Тем более в определенной отрасли? Вот тут-то и должны подумать работодатели о своих будущих специалистах.

Ушло в прошлое то время, когда фирмы не могли планировать свою деятельность на долгий срок, и неустойчивость положения фирм и экономики были взаимообусловлены. Но в настоящее время в период стабилизации экономики, когда предприятия могут прогнозировать и планировать свою деятельность на достаточное количество лет, рациональнее взращивать для своей организации кадры, удовлетворяющие требованиям предприятия. Кроме того, кому как не организациям, фирмам и предприятиям информировать образовательные учреждения, посредников и всех желающих о предъявляемом спросе. Только предприятия, фирмы и госучреждения как субъекты, предъявляющие спрос на квалифицированные кадры, могут и должны устанавливать требования к качеству обучения в учебных заведениях и профессионализму своих будущих сотрудников, а по окончании обеспечивать выпускников рабочими местами и условиями для их эффективного использования. Более рациональным и эффективным будет подготовка кадров с возмещением затрат на их обучение.

На сегодняшний день имеются все условия и созрела необходимость интеграции системы профессионального образования и производственной базы. К сожалению, зачастую человека учат тому, что ему потом может совсем не пригодиться. Без практических навыков дипломированная молодежь фактически лишена шансов найти достойную работу по специальности. Развитие современной экономики и обострение конкуренции на внутренних и международных рынках создают ситуацию, в которой достичь коммерческого успеха могут только компании, обладающие реальными конкурентными преимуществами. Важнейшим из них становится уровень профессиональной подготовки ее руководителей. Необходимы знания современных технологий управления бизнесом, умения и навыки их применения. Иными словами, необходимо специальное управленческое образование, получаемое непрерывно в течение всей производственной деятельности. Предприятиям следует тесно сотрудничать с другим субъектом рынка образовательных услуг - образовательными учреждениями, которые формируют товарное предложение данных услуг.

Сфера профессионального образования является основным субъектом, формирующим качественный состав трудового потенциала. В настоящее время назрела острая необходимость разработки и применения принципиально новых механизмов связи профессионального образования и сферы труда. До сегодняшнего дня образовательные учреждения не испытывали особых трудностей в поисках потребителей услуг, в первую очередь, в силу того, что большую часть проблем, а в дореформенные времена полностью, директивно решало государство. До недавнего времени в учебные заведения поступали выпускники школ, рожденные во время пика рождаемости. Однако демографическая ситуация складывается таким образом, что сегодня наблюдается снижение количества поступающих в учебные заведения и усиление конкурентной борьбы за возможность получить услуги образовательных учреждений. До 2006 г. процесс убыли не затрагивал трудоспособное население России, в том числе и абитуриентов, В 2007 г. армия работников и абитуриентов недосчитала около 300 тыс. чел. В 2009 г. ушел примерно миллион, а к 2015 г. трудоспособных россиян станет на 9 млн. меньше. В связи с этим учебным заведениям необходимо активизировать деятельность по привлечению потенциальных потребителей услуг. Главным фактором, определяющим конкурентоспособность учебного заведения, является конкурентоспособность его выпускников на рынке труда, их востребованность. Следовательно, качество образования, количество и профессиональная принадлежность выпускников должны соответствовать требованиям предприятий, фирм и организаций, т.е. потребителей рабочей силы. Свои действия учебным заведениям необходимо активизировать в нескольких направлениях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4