Меню сайта


Правовые основы государственного регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Толкование ст. 4 Закона позволяет сделать вывод, что категориями субъектов малого и среднего предпринимательства следует считать в зависимости от вида частной собственности: юридические лица - потребительские кооперативы, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, а также индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. В свою очередь, эти две группы субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) подразделяются на микропредприятия, малые и средние предприятия. Таким образом, если у физического лица, внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, работают до 15 работников, налицо микропредприятие; если у него работают от 16 до 100 человек включительно - малое предприятие; если от 100 до 250 человек - среднее предприятие; если свыше 251 человека - крупное предприятие. Такая же ситуация и с организационно-правовыми формами юридического лица, которые указаны в ст. 4 Закона о малых и средних предприятиях. До установления Правительством Российской Федерации предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства используется только критерий средней численности работников. Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Принципиально новым в анализируемом Законе является отход от регулирования средней численности работников в зависимости от отрасли малого предприятия, выделение среди категорий субъектов малого и среднего предпринимательства самостоятельной фигуры индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, отличного от юридического лица. Законом предусмотрена новая фигура субъекта предпринимательской деятельности, в которой отражены в сжатом виде признаки участника гражданского оборота, но ей приданы иные правосубъектные качества, позволяющие использовать благоприятные условия государственной или муниципальной поддержки, помощи для осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры таких субъектов - получателей этой поддержки. Тем самым соответствующие органы располагают данными о субъектах малого и среднего предпринимательства и могут целенаправленно оказывать им государственную или муниципальную поддержку. Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования этими реестрами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На наш взгляд, малое и среднее предпринимательство является той сферой российской экономики, которая, нуждаясь в федеральной поддержке, все же должна развиваться прежде всего на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Именно здесь должны формироваться программы развития малого и среднего предпринимательства, аккумулироваться финансовые ресурсы для его поддержки, определяться формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная поддержка должна выражаться в обеспечении прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, например в системе федеральных гарантий кредитования и страхования, а не в системе прямого государственного финансирования. Например, такие критерии отнесения субъектов к малым и средним предприятиям, как численность работников, выручка от реализации товаров (работ, услуг), балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, в такой огромной стране, как Россия, должны определяться региональным законодателем, а не федеральным законом и Правительством РФ. Решение вопросов регистрации и лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо передать торгово-промышленным палатам и саморегулируемым организациям.

Перейти на страницу: 1 2 3