Меню сайта


Понятие качества как системообразующая категория

Существуют различные взгляды на то, что такое качество. Подходов к рассмотрению понятия "качество" несколько. На протяжении многих лет понятие "качество" связывали в основном с продукцией, рассматривая его как различия в количественных характеристиках некоторых свойств продукта. В соответствии с этой точки зрения продукт обладает более высоким качеством, если в нем больше желаемых свойств. Такой взгляд на качество господствовал долгое время. В соответствии с ним считалось, что достижение более высокого уровня качества стоит дороже. Данный взгляд на качество влияет на маркетинг и сбыт продукции, прямой связи с эффективностью работы предприятия как таковой нет.

Рассмотрим качество с философской точки зрения.

Результаты исследований в области философии, методологии и логики качества способствуют, с одной стороны, усилению фундаментализации и гуманизации теории и практики качества и его управления, расширяют социально-культурную и духовную его составляющие, а с другой, - актуализируют практическую роль самой философии.

Количество и качество - эти категории сопровождают человека и человечество в целом на протяжении всей его истории.

Количество философы определяют как категорию, выражающую внешнюю определенность объекта. Качество - это фундаментальная философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество и количество - взаимосвязанные категории, благодаря взаимовлиянию которых происходит развитие объекта.

История развития менеджмента качества идет из глубины веков.

Со времен появления на земле первобытных людей особое значение для человека стало играть качество. Качество применяемого орудия определяло не только возможности прокормить свою семью, но и личную безопасность человека. Качество жилья, одежды влияло на здоровье и возможности семьи. Сохранившиеся до наших дней продукты труда далеких предков свидетельствуют, в какой степени уже в древние времена осознали необходимость обеспечения высокого качества производимых ими объектов. Достаточно ознакомиться с такими произведениями человечества, как египетские пирамиды, чтобы это признать. При строительстве пирамид в Египте использовался контроль размеров каменных блоков. Характерной особенностью была индивидуальная сборка изделий и отсутствие возможности замены деталей и взаимозаменяемости. Качество деталей изделий было тесно связано с данным изделием. С этим и связаны надежность и высокое качество конструкций прошлых веков, как в отечественной, так и в зарубежной истории. Основой управления качества тогда было совершенствование личного мастерства по схеме "мастер-ученик".Не следует забывать цеховые организации средневековых городов, которые, если выражаться современным языком, сертифицировали мастеров присуждали звание мастера после серьезных испытаний качества изделий. Проблемы качества продуктов труда стояли и во времена ремесленничества, когда мастер стремился изготовить определенное изделие под запросы конкретного заказчика (рыцарские доспехи, камин или часы). При этом под понятием "качество продуктов труда" понимается практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. Другими словами, совокупность свойств продуктов труда, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенным и предполагаемым потребностям в соответствии с их назначением.

Качество пронизывает все стороны нашей жизни. Именно оно обусловливает целостность и многообразие духовного, социального и материального мира. Считается, что впервые понятие "качество" было проанализировано Аристотелем. В третьем веке до нашей эры философская категория впервые была подвергнута анализу Аристотелем, определившим ее как видовое "отличие", "как тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом содержании от другой сущности, принадлежащей к тому же роду". Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. В XIX веке Гегель определил данную категорию следующим образом: "Качество есть, в первую очередь, тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, чем оно есть, когда оно теряет свое качество". Гегель писал: "Из сравнения качества с количеством легко видеть, что по своей природе качество есть первое". Качество выступает как единичное количество. Философское определение качества, по Гегелю, является базовым для любых попыток иного определения качества. Такое же видение качества находим у И. Фролова: "Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно не устойчивы и неразличимы между собой.

Перейти на страницу: 1 2