Меню сайта


Краткая история и философия стандартов ИСО 9000/2000

В России всегда было принято говорить о качестве продукта и при этом не учитывать качество объекта его производящего или так называемую систему качества, которое обеспечивалось разными документами. В то время как за рубежом уже давно получила развитие идея системного подхода к обеспечению качества, у нас в стране эта идея долго не признавалась, но сегодня широкое распространение получает четвертый подход к системе управления качеством.

С 1947 года Международная организация по стандартизации (Interna-tional Organization for Standardization - IОS) разрабатывает добровольные технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям. Эти стандарты известны под общим названиям ИСО.

Международная организация по стандартизации содействует развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Ее основной задачей является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Эта неправительственная организация объединяет представителей из 140 стран. Результатом деятельности ИСО является публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности, исключая области, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).

В течение 40 лет ИОС было разработано огромное количество специальных стандартов, но только появление в 1987 году ИСО 9000 привлекло всеобщее внимание к ее деятельности. В 1987 году Международной организацией по стандартизации - ИСО при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортировке. В 1994г. стандарты были пересмотрены, чтобы сделать акцент на предупреждающий характер обеспечения качества. В 2000 году Международная организация по стандартизации опубликовала третью версию стандартов с системой Total Quality Management (TQM) - относительно новой концепцией всеобщего управления качеством. Различия между версиями стандартов 1994 и 2000 г.г. составляют около 40 %. Очевидно, что TQM - не последнее слово в управлении качеством. Новые концепции и новые методы будут появляться и будущем.

Международные стандарты ИСО серии 9000 по системам качества включают пять наименований:

) ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению ИСО 9001,ИСО 9002 и ИСО 9003 ";

) ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

) ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

) ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательн6ом контроле и испытаниях";

) ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требования к системам: контроля и испытаний продукции, сертификации надежности - 9001; организации производства - 9002; управления качеством от проектирования до эксплуатации - 9003.

Философия ИСО основывается на экономически эффективном применении «правила доверия», позволяющем рациональнее использовать ресурсы как каждого предприятия в отдельности, так и экономики в целом. Можно считать, что стандарты систем качества ИСО 9000 были внедрены именно для того, чтобы дать предприятию большую уверенность в поставщиках, дать им возможность точнее оценить поставщика. Важно четко разделять два понятия - управление качеством и сертификация систем качества. Управление качеством - одна из функций управления предприятием, которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества продукции и услуг за счет внимательного и разумного управления производством и обслуживанием. Система управления качеством организована в соответствии со спецификой и задачами конкретного предприятия. Стандарты ИСО 9000 предлагают методику построения такой системы, которая может быть официально сертифицирована. Сертификация системы качества сама по себе не может обеспечить повышение качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и услуг предприятия.

Перейти на страницу: 1 2