Роль руководителя в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе

Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми.

Авторитет предполагает добровольное, основанное на уважении и сознательности, выполнение распоряжений руководителя подчиненными. Для того чтобы авторитет руководителя сочетался с его личностными качествами, он должен объединять в себе руководящие и лидерские функции.

Руководство - это правовое воздействие, осуществляемое руководителем на основе власти, вверенной ему коллективом. Руководство основано на принципах властного отношения, социального контроля и применения дисциплинарной практики вплоть до принуждения.

Лидерство - это процесс психологического влияния одного человека на других людей при совместном достижении общих целей, основанный на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Чем выше авторитет руководителя, тем сильнее его воздействие на коллектив.

Индивидуальные качества руководителя

Как мы видим, эффективность управления персоналом во многом зависит от индивидуальных качеств руководителя, которые можно разделить на следующие группы:

6. Профессиональные: уровень образования, компетентность, опыт, стремление к самосовершенствованию, поиску новых форм работы, умение планировать.

7. Деловые: умение работать с людьми, энергичность, лидерство, умение действовать быстро и решительно, требовательность к себе и подчиненным.

8. Личные: уровень внутренней культуры, доброжелательное отношение к людям, умение уважать их человеческое достоинство.

Необходимо также подчеркнуть, что, помимо индивидуальных качеств руководителя, на формирование морально-психологического климата в коллективе оказывает большое влияние стиль руководства. Руководитель - прежде всего организатор труда своих подчиненных. Организовывать работу других - эти, значит, распределять между ними конкретные задания.

Под стилем руководства подразумевается совокупность методов руководителя на подчиненных, а также форму исполнения этих методов. Методы управленческого воздействия:

· Организационно-распорядительный;

· экономический;

· социально-психологический.

Стиль руководства - характеристика строго индивидуальная. Его направленность определяется в основном тремя параметрами: личностью руководителя, характером межличностных отношений в коллективе и производственной ситуацией.

Искусство руководителя состоит в том, чтобы в конкретной ситуации подобрать такой комплекс управленческих методов воздействия, который обеспечит максимальную эффективность работы коллектива. Это образует своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства. Выделяют три ведущих стиля руководства:

· директивный (авторитарный);

· либеральный;

· демократический.

Данные стили отличаются многими параметрами: характером принимаемых решений, делегированием полномочий, методами руководства (метод убеждения и метод принуждения) и т.д.

Авторитарному стилю присущ единоличный способ принятия управленческих решений, строгий контроль за выполнением задач, метод принудительного воздействия на персонал, минимальное информирование сотрудников. Такой стиль руководства бывает, необходим с острых ситуациях.

Либеральный стиль характерен уклонением руководителя от принятия важных решений, четкого распределения задач, незначительным контролем, безразличием к нуждам персонала, то есть весьма слабым управленческим воздействием.

Демократический стиль характеризуется коллегиальным способом принятия решений. Он подразумевает также широкое делегирование полномочий, умеренный контроль за выполнением задач, метод убеждения и поощрения. Руководителя такого стиля отличают ровный тон в общении, доброжелательность, открытость, терпимость к критике. Справедливо считается, что такой стиль руководства способствует созданию в коллективе оптимального психологического настроя, он ориентирован в первую очередь на человека, работника, раскрытие его творческих возможностей.

Уместно также отметить, что от того, насколько руководитель владеет искусством делегирования полномочий и умением убеждать, зависит эффективность работы вверенного ему коллектива и, соответственно, качество работы самого руководителя: если коллектив работает хорошо и качество его работы постоянно улучшается, можно сделать вывод, что он работает под началом хорошего руководителя.

Перейти на страницу: 1 2