Возникновение и эволюция менеджмента

Эволюция управления как научной дисциплины связана с успехами в развитии таких областей знания, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология, которые помогали находить новые подходы к управлению. В 20 веке мир становится ареной быстрых перемен: научные открытия, совершенствовалось производство, росли его масштабы, государственные органы оказывали все большее влияние на управление предприятиями, поэтому требовались разработки новых подходов.

В 20 столетии организация управления в своем развитии прошла три фазы коренных преобразований.

. фаза- отделение управленческих функций от собственников и превращение управления в профессию.

. фаза- появление начинания с 20-х гг. командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений.

. фаза- переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, широкое использование информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений.

Сложившаяся динамика позволяет прогнозировать, что среди деловых организаций в недалеком будущем возьмут горизонтальные корпорации.

Организационная структура горизонтальной корпорации формируется вокруг процесса. Компания строится вокруг нескольких ее основных процессов со специфическими целями в каждой из них. Такая структура представляет собой плоскую иерархию. При этом сокращается вертикальное администрирование, происходит минимизация деятельности внутри каждого процесса, устраняются работы, не создающие добавочную стоимость. Важнейшая черта такой организации- использование команд (или групп) для управления любыми работами. Ведущим звеном и показателем успеха становится удовлетворение запросов потребителей. Если потребители будут удовлетворены, их число возрастет, поэтому будет расти выпуск продукции, а следовательно, будет обеспечен рост прибыли. Оценки и система оплаты труда устанавливается не за индивидуальные действия и достижения, а по результатам деятельности всей команды процесса. Создаются предпосылки для развития различных умений и овладения персоналом несколькими профессиями вместо узкой специализации.

Обязательными условиями развитие контактов поставщиков и потребителей, обеспечение их прямых и регулярных связей. Практикуется включение представителей поставщиков и потребителей во внутренние рабочие группы компании, если это возможно по условиям деятельности предприятия.

Новая корпоративная модель, расширение сотрудничества между конкурентами, поставщиками и потребителями меняют сложившееся представление о границах компании. Знания и умения каждого партнера позволяют создавать «лучшую во всем» организацию, в которой любые функции и процесс реализуются на мировом уровне, чего не возможно достичь в отдельной компании. В результате возникает обстановка взаимодоверия и взаимной ответственности, достигается более высокая эффективность производства. Компании объединяют свои усилия, чтобы использовать специфические рыночные возможности. Развитие информационных сетей помогает установить связи между компаниями.

Есть все основания предполагать, что горизонтальные корпорации с перечисленными особенностями получат широкое распространение во всем деловом мире.

управление научный корпорация

Перейти на страницу: 1 2