Проблемы разрешения внутриполитических конфликтов

Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по линии «власть - общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть - общество».

Вертикальные политические конфликты делятся на два подвида:

· Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее. Примерами являются конфликты между центром и регионами в современной России.

Статусно-ролевые конфликты возникают не только по вертикали «верхи» - «низы», но и по горизонтали - между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий и фракций в партии).

· Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Причины возникновения режимных конфликтов можно свести к двум основным:

. Ущемление базовых социально-экономических и политических потребностей и интересов значительной части населения страны.

. Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества. Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы:

· кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 80-е г.г.);

· трудности, связанные с радикальным реформированием социально-политической системы общества;

· результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны);

Субъективные факторы:

· явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);

· нежелание политической элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;

· осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной.

Каковы бы ни были причины ущемления базовых потребностей человека, но если значит часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворять свои базовые потребности в рамках существующих социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты.

Способы урегулирования политических конфликтов прежде всего зависят от определения вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, конституцией).

Перейти на страницу: 1 2 3