Современный подход к пониманию профессиональной компетентности

Термин "профессиональная компетентность" очень часто употребляется как в российской, так и в зарубежной литературе. Принято считать, что компетентностный подход зародился в США, и одной из первых публикаций, "открывающих" эту проблематику, была статья D.McClelland "Тестировать компетентность, а не интеллект" (Testing for Competence Rather Than for "Intelligence")/7/ .

В литературе встречаются разные подходы к толкованию понятия "компетентность". Так, Оксфордский Словарь английского языка (7-ое издание) раскрывает это понятие (competence) (англ.) как

способность сделать что-то успешно или эффективно /12/.

Зимняя И.А. /13/ определяет компетентность как способность выполнить специфическую деятельность по предписанному стандарту. Панфилова А.П. /14/ с сотрудниками определяет компетентность как способность человека добиваться определенных достижений. В.С.Безрукова /15/ под компетентностью понимает "владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения".

Ученые РГПУ им. А.И. Герцена рассматривают компетентность как интегральную характеристику личности, определяющую ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом "способность" понимается не как "предрасположенность", а как "умение": "способен" - значит "умеет делать".

Операционализировать понятие компетентности можно (как считает австралийский исследователь T.Hoffmann) /20/тремя способами:

как видимые и регистрируемые результаты деятельности;

как некоторые стандарты выполнения деятельности;

как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности.

Профессиональная компетентность определяется в литературе (А.Д Гонеев., А.Г.Пашков и др,) /16/ как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

Понятие "профессиональная компетентность" включают следующие три аспекта (Лебедева Н.М.) /18/:

проблемно-практический - адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной ситуации;

смысловой - адекватное осмысление производственной ситуации в более общем социокультурном контексте;

ценностный - способность к правильной оценке ситуации, ее сути, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Ряд зарубежных исследователей (Р.Хагерти, А.Мэйхью и др.) /19/ рассматривают любого профессионала как носителя следующих профессиональных компетентностей, в совокупности составляющих ядро (инвариант) профессиональной квалификации:

техническая;

коммуникативная;

контекстуальная (владение социальным контекстом, в котором существует профессия);

адаптивная (способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся профессиональным контекстам);

концептуальная;

интегративная (умение мыслить в логике профессии, расставлять приоритеты и решать проблемы в соответствующем профессиональном стиле и т.д.).

С позиции авторов , профессиональная компетентность специалистов любого профиля включает такие составляющие, как:

специальная

- высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

социальная

- способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;

психологическая, обусловленная пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;

информационная, включающая в себя владение новыми информационными технологиями;

коммуникативная, предполагающая знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;

экологическая

компетентность, основанная на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;

валеологическая

компетентность, означающая наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни

В королевстве Бахрейн

принято выделять две составляющие

профессиональной компетентности

выпускников - ключевую и базовую.

Под ключевой компетентностью понимается способность работника решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной карьеры. Ключевая компетентность отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. В профессионально-технических образовательных учреждениях ключевая компетентность развивается через такие дисциплины, как "духовное воспитание", "современные проблемы", "информационные технологии" и ряд других.

Перейти на страницу: 1 2