Предлагаемая модель оценки профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения

На основе использования указанных критериев, показателей и инструментария можно выделить следующие уровни профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения:

) Потребностно-мотивационный;

) Операционно-технический;

) Рефлексно-оценочный.

Подход Т.Г.Браже /34/. Считаю целесообразным для оценки компетентности руководителя образовательного учреждения ФГСУВУ использовать подход, предложенный Т.Г. Браже /34/. Разработанные критерии оценки профессиональной компетентности руководителя аналогичны критериям профессиональной компетентности педагога. Данный подход положен в основу диагностики профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения при аттестации на высшую категорию.

На основе проведенного анализа содержания и структуры понятия "профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения", различных подходов к оценке профессиональной компетентности руководителя, предлагаю модель оценки профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, которая наиболее приемлема в системе повышения квалификации. В основу данной модели положен синтез подхода, предложенного И.В. Гришиной /24/, и показателей профессиональной компетентности, используемых для оценки уровня профессиональной компетенции руководителя образовательного учреждения при аттестации.

Профессиональная компетентность руководителя

Критерии - квалификация, ресурсная эффективность, социально-психологическая эффективность, технологическая эффективность.

Рассмотрим данные критерии более подробно:

) Квалификация.

Основные показатели - знание:

-стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики;

целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий;

типов образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;

основ экономики образования;

нормативно - правовых основ функционирования и развития системы образования;

теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере образования;

принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности;

систем и методов материального и морального стимулирования работников;

стилей эффективного руководства коллективом.

современных методов контроля образовательной, финансово - хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении;

требований к ведению делопроизводства в образовательном учреждении.

Инструментарий:

Тестирование

Анкетирование

Собеседование

Экзамен

Дискуссия

Деловая (ролевая) игра

Дебаты

Самооценка (самодиагностика, самоанализ)

Практико-ориентированный проект

Диагностика профессиональной деятельности

Портфолио

Зачет

Обобщение опыта

Экспертиза (экспертное заключение)

) Ресурсная эффективность - степень целесообразности использования и развития всех ресурсов школы: кадровых, материальных, финансовых

Основные показатели:

А) Реализация педагогами своих профессиональных интересов и возможностей:

оценка развития творческой активности педагогов

оценка инноваций и нововведений

оценка реализации педагогами потребностей в развитии и самовыражении

Б) Рациональная организация труда в школе:

оценка рациональности расписания работы школы (по опросу)

В) Рациональное использование школьного оборудования, средств, кадров:

-оценка использования педагогов в соответствии с их профессиональным профилем образованием;

-состояние учебно - материальной (материально - технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие)

) Социально-психологическая эффективность - степень влияния управленческой деятельности на школьный коллектив

Основные показатели:

А)Удовлетворенность педагогов и учащихся школы:

оценка степени удовлетворенности педагогов и учащихся школы (своей работой и учебой)

Б) Социально-психологический климат:

оценка уровня социально-психологического климата в школе

В) Мотивированность членов школьного коллектива на качественный труд:

оценка мотивов трудового поведения членов школьного коллектива

) Технологическая эффективность - уровень реализации основных функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулирующей

Перейти на страницу: 1 2