Система менеджмента качества: российский и зарубежный опыт

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя - цена и качество приобретаемой продукции. Несомненно, оба фактора взаимосвязаны. Но при этом стоит отметить следующую тенденцию - фактор качества товара постепенно выходит на первое место по отношению к цене товара. Определение качества как важнейшей из характеристик продукции для потребителя явилось толчком для появления и развития СМК.

Необходимым условием для этого явились специфические черты современного общества, среди которых особое влияние оказала интенсивная тенденция возрастания сложности производимой продукции - еще 20 лет назад практически никто не подозревал о возможности существования персональных компьютеров, сотовой связи и других благ современного общества.

В начале 70-х годов (в 1972) в СССР была разработана Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Ее широкому распространению на предприятиях страны способствовало партийно-правительственное постановление, принятое в 1975 г. Организационно-технической основой управления в КС УКП являются стандарты предприятия (СТП). Это принципиально новое положение в совершенствовании механизма управления качеством продукции позволило всю работу, проводимую на предприятии по управлению качеством продукции, поднять на новую организационную ступень.

Многие из принципов управления качеством КС УКП не устарели и по сей день, соответствуя требованиям, предъявляемым к системам качества стандартами ИСО серии 9000. Поэтому интересно рассмотреть и сравнить комплексную систему управления качеством и систему менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008.

КС УКП - это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

При функционировании КС УКП решались следующие задачи:

· создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;

· повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;

· улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;

· своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;

· планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;

· обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. запланированного, заданного уровня качества.

Рассмотрим задачи, которые решаются функционированием СМК на базе требований ИСО 9001: 2008.

· Улучшение продукции.

· Улучшение процесса.

· Повышение производительности.

· Снижение издержек производства.

· Улучшение услуг.

· Повышение квалификации.

· Повышение качества продукции.

Совпадение с комплексом задач, решаемых при функционировании КС УКП не стопроцентное, тем не менее, очевидна параллельность направлений деятельности и совпадение ряда целей. Так, задача улучшения показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества (КС УКП) явно отражается в системе менеджмента качества по ИСО 9001: 2008 в задаче повышения качества продукции, а задача планомерного повышения качества работы коллективов и исполнителей (КС УКП) - в задаче повышения квалификации (ИСО 9001: 2008).

КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.

Взаимодействие осуществляется на пяти уровнях:

· Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия (директор, главный инженер, их заместители).

· Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.

· Организация работ по УКП на уровне руководителей цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КС УКП в рамках своих подразделений.

· Организация работ по УКП на уровне руководителей бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.

· Организация работ непосредственных исполнителей по обеспечению высокого качества продукции, которые в своей деятельности осуществляют организацию личной работы неукоснительного исполнения и соблюдения требований нормативно - технической документации и обеспечивающих достижение высоких показателей качества продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3