Ситуация в отечественной полиграфии. Тенденции развития отрасли в России и мире

Отвлекаясь от прожектов, поговорим о том, что руководство типографий действительно может сделать для укрепления эффективности работы и устойчивости предприятий. Как показывает мировой опыт, при жесткой конкуренции и снижении цен на продукцию хорошие результаты дает диверсификация производства. Простыми словами, это означает, что надо искать новые направления деятельности, выпускать новую продукцию и т.п. Например, если в типографии стоит рулонная машина надо рассмотреть возможность печати не только газет, но и книжно-журнальной продукции. Если листовая машина загружена печатью больших тиражей этикеточной продукции, рассмотреть возможность выполнения более выгодных рекламных заказов, периодики и т.п. Для этого, возможно, придется модернизировать машину, приобрести дополнительное оборудование и т.п. В этом случае даже при спаде в одном из направлений деятельности фирмы, другие - помогут выдержать трудные времена.

С другой стороны, надо более профессионально подходить к выпуску своей основной продукции. Говоря другими словами - специализировать производство, "копать глубже". Современное оборудование, отлаженные технологические схемы, грамотная организация производства способны поднять рентабельность производства, снизить издержки.

В условиях жесткой конкуренции, при падении отпускных цен на продукцию, лучшую живучесть продемонстрируют развитые крупные производства, оснащенные высокопроизводительным, автоматизированным оборудованием. Например, при печати этикеток средними тиражами никакая однокрасочная машина не сможет на равных конкурировать с четырехкрасочной. Цифровые машины начнут проигрывать традиционному офсету даже при печати оперативной продукции, не говоря уже о других работах (заказчики могут жертвовать временем в пользу цене). Точно так же машина с традиционным чехловым увлажнением или примитивным автоматом равнения будет бессильна "в борьбе" с современным оборудованием.

Соответственно, надо выстраивать парк оборудования, ориентируясь не только на его производительность или формат, но и в первую очередь на эффективность работы по выпуску основных видов продукции. В понятие эффективности мы вкладываем оперативность и качество печати (за срочность и качество можно надбавить цену), удобство обслуживания (можно сократить количество и требования к обслуживающему персоналу), стоимость машины (понятно, чем меньше стоимость, тем раньше окупиться машина и меньше процентов надо будет платить банку или лизинговой компании) и еще много других факторов.

Относительно цены хотелось бы сделать еще одно замечание. Конечно, более современная машина способна приносить больше выгоды хозяину, а раскрученная марка способна привлекать новых заказчиков. Но оборудование, взятое в кредит или лизинг, не в полной мере является собственностью типографии, при прекращении выплат банк может арестовать или отобрать ее. В этом плане, может стоит пожертвовать дополнительной автоматизацией или рассмотреть более доступное по цене оборудование с подобными техническими характеристиками от других производителей. Например, японскую технику вместо немецкой, или вообще качественную азиатскую вместо японской.

Каждое предприятие должно выбирать свои способы повышения своей живучести. Специализация и диверсификация могут производиться одновременно, если у типографии будет несколько основных направлений деятельности и в каждом из них она постарается стать лучшей в своем регионе. Необходимость покупки современной высокопроизводительной техники легко уживается с жизнью по средствам при правильном выборе оборудования, исходя из критерия цена/возможности, или выгодной схемы платежей. В любом случае, вложение средств в производство всегда более надежно, чем банковские вклады, особенно в кризисные моменты.

Относительно тенденций развития полиграфии в мире можно сказать, что не всегда западные рецепты подходят к российским условиям. Впрочем, также как и наши решения для них. Например, в последние годы на Западе популярна тема цифровой печати. Когда среди американских полиграфистов провели опрос, какой они видят свою типографию в 2020 году, почти половина из них ответила, что цифровой. Недаром почти каждый серьезный производитель офсетного печатного оборудования в мире (Heidelberg, Roland, KBA, Sakuray, Ryobi и другие) отметился в этой сфере. В то же время в России цифровые машины пока не позволяют вселить чувство спокойствия их владельцам. Возможно, в этом повинна низкая стоимость рабочей силы в России, не распространенность передачи данных через Интернет, отсутствие необходимости в сверхоперативных тиражах или низкая культура производства в стране. Но вероятнее всего главная причина кроется в достаточно высокой себестоимости "цифровой" печатной продукции, в разы превышающей офсетную технологию.

Другая западная тенденция - повсеместное распространение технологии Computer-to-Plate (CtP) - также пока не нашла отражение в российской действительности. На сегодняшний день объем пластин, выпускаемых в мире для установок СtР, составляет 18% от общей их массы. Ожидается, что к 2013 году их доля увеличиться уже до 40%. Продажи фотонаборных автоматов (ФНА) в 2010 году сократились в среднем на 30% в мире, и падают дальше ускоренными темпами. В России пока все установки СtР можно "пересчитать по пальцам". Но, в отличии от цифровых машин, здесь вероятность прогресса выше. Во-первых, постоянно появляются новые бренды с лучшими техническими характеристиками и более привлекательной ценой, во-вторых, постоянно падает стоимость СtР-пластин, в-третьих, польза от оперативности и стабильность качества продукции СtР начинает перекрывать большую цену нового оборудования в сравнении с традиционным формным участком на базе ФНА.

Перейти на страницу: 1 2 3