Проблемы внедрения систем менеджмента качества на ЗАО “ПОЛИПАК”

Одной из причин, препятствующей широкому внедрения СМК, является "оторванность" менеджмента качества от общего менеджмента предприятий. Руководители предприятия осознали истину, что качество работы предприятия, его инвестиционная привлекательность, его положение на рынке напрямую зависят от качества менеджмента. Поэтому менеджмент качества зачастую воспринимается как некоторый довесок, который не дает немедленной отдачи, заставляя в то же время отвлекать персонал и ресурсы. Положение усугубляется тем, что, не зная всех особенностей международных стандартов семейства ИСО 9000, тратится много времени на подготовку и поддержание актуальности документов по СМК, значительная доля которых является излишней. Поэтому закономерны вопросы: "Как организовать функционирование СМК, чтобы она выступала необходимым инструментом общего менеджмента, решала задачи предприятия по достижению поставленных целей и наглядно демонстрировала результаты этого?", "Как разом решить экологические вопросы <http://nuovomondo.ru> работы предприятия?". и "Как создать систему документации СМК, которая, являясь звеном управления СМК, не дублировала бы общую документацию предприятия?". Неразбериха с документацией чаще всего является причиной непонимания и неудовлетворенности персонала работами по разработке и внедрению СМК на предприятии.

Причин низкой результативности СМК после их внедрения несколько. Статистика показывает, что относительная доля отечественных организаций, внедривших системы, по сравнению с Западной Европой, Америкой и даже Китаем, невелика. При низкой результативности функционирования многих систем понесенные затраты зачастую оправдываются некоторой "пользой" - возможностью демонстрировать сертификат качества на систему, что в какой-то мере поддерживает современный статус организации. Основная причина непризнания важности проблемы качества и внедрения СМК - низкий уровень общего менеджмента в организациях, которые зачастую работают в условиях нестабильного внешнего окружения. Многие из них находятся в состоянии латентного кризиса, и их цели далеки от проблем качества. Другой причиной низкой результативности СМК является необязательность и низкая дисциплина персонала. Как следствие: большое количество регламентирующих документов, административно заставляющих персонал исполнять свои обязанности, и отсутствие условий работы "на доверии", что могло бы резко уменьшить количество документов.

Не всегда руководители организации вопреки требованиям пятого раздела стандарта ИСО 9001: 2000 (ответственность руководства) обращают внимание на умение применять даже разработанную СМК для достижения целей качества. Незнание принципов менеджмента качества, неквалифицированное консультирование, нежелание серьезно подойти к проблеме качества в организации или стремление переложить решение вопросов качества на внешних разработчиков, которые несведущи в предметной области производства организации, приводят к неудачам, которые могут быть идентифицированы как "типовые". Часто все начинается с того, что неправильно определены цели качества: они подменены общими целями организации. Фактически дерево целей организации не содержит целей по качеству. Следствием является то, что не может быть сформулирована политика организации в области качества, которая является соподчиненной целям. Если нет целей по качеству, то процессы жизненного цикла организации "оторваны" от требований качества. Как и в прошлые времена, когда СМК отсутствовала, решаются инженерные проблемы обеспечения качества, концентрирующие свое внимание на качестве инфраструктуры, качестве контроля продукции и качестве рабочей силы. Качество самой работы остается вне круга проблем качества.

Перейти на страницу: 1 2