Сущность оценки персонала и ее роль в развитии персонала

Целью оценки персонала любой организации выступает выявление уровня профессиональной компетентности, и измерение потенциала сотрудников.

С одной стороны, оценка персонала - это возможность выявить соответствие сотрудника требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности. А с другой - процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации организационных целей. При оценке персонала на первый план выходят такие аспекты как индивидуальные способности, наличие потенциала роста, ориентация на достижение результата.

Необходимость проведения оценки персонала возникает, как правило, в следующих случаях:

проведение плановой ежегодной аттестации персонала;

подбор и расстановка персонала;

формирование кадрового резерва;

профессиональное развитие персонала;

необходимость принятия решений в области вознаграждения персонала;

совершенствование организационной структуры;

сокращение численности персонала организации [15, c. 114].

Здесь возможны три варианта:

- оценка количественных параметров сотрудников

- оценка качественных параметров сотрудников,

- комплексная оценка сотрудника как члена организации.

В зависимости от того, какова задача проведения оценки, будет варьироваться и набор используемых методов оценки. Рассмотрим каждый из этих видов оценки подробнее.

Количественная оценка управленческого персонала применяется для определения результативности труда сотрудника. К количественным методам оценки персонала относят:

- использование заданной балльной оценки достижений и ошибок сотрудника;

- экспертную оценку его деятельности;

- коэффициентную оценку деятельности сотрудника.

Сама по себе количественная оценка дает весьма условное представление о том, насколько эффективен был сотрудник. Если говорить об оценке рабочих, то этот вид оценки гораздо более продуктивен. Но если речь идет об оценке управленческого персонала, т.е. о людях, которые в основном трудятся интеллектуально, то одной только количественной оценки будет недостаточно.

Качественная оценка управленческого персонала дает возможность оценить личностные качества сотрудника. Например, его культурный уровень, эрудицию, коммуникабельность, навыки ведения деловых переговоров. К качественным методам оценки персонала относят оценочные интервью, проведение дискуссии группы экспертов с оцениваемым сотрудником, биографический метод, произвольное (письменное или устное) изложение оцениваемым сотрудников видения его работы и функционала, систематическое наблюдение и оценка[6, c. 53].

Упомянутые выше цели оценки персонала весьма разнообразны, и понятно, что использование только одной группы методов оценки-качественных или количественных- может привести к нежелательным и заведомо ложным результатам. Следовательно, снижению риска получить случайный результат при оценке персонала способствует ее комплексность.

Выбор методов и процедур оценки в значительной мере определяется содержанием профессиональной деятельности, выполняемой работником.