Организационная структура системы управления персонала на предприятии

Организационная структура - внутреннее строение организации, ее отдельных частей и соотношение между ними, определяющая степень жесткости-гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами организации.

Выделяют три основных типа организационной структуры - линейный, функциональный и адаптивный.

Линейная оргструктура, называемая также пирамидальной, организована строго иерархически, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалия. Достоинствами являются: простота, четкая система связей, позволяющая производить прямое воздействие на объект управления, согласованность действий исполнителей, полная ответственность линейного менеджера за результаты работы. Недостатки: высокие требования к компетентности линейного руководителя, отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования, низкий уровень гибкости.

Рис. 1 Линейная организационная структура

Функциональная оргструктура построена по принципу распределения функций внутри организации, и каждый орган управления специализируется на выполнении отдельных видов управленческой деятельности.

Достоинства: высокий уровень компетентности специалистов и высокое качество принимаемых решений, высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.

Недостатки: дуализм управления, множественная подчиненность исполнителей, реализация целей функциональных подразделений в ущерб общим щелям организации, отсутствие инновационности и гибкости в принятии решений.

управление персонал организационная структура

Рис. 2 Функциональная организационная структура

Адаптивная оргструктура - гибкая структура, способная изменяться и приспосабливаться к требованиям среды. Различают два типа адаптивных структур:

§ проектная - создается на определенное время в виде команды определенных специалистов для решения конкретной задачи, после выполнения которой команда распускается. Такая структура позволяет: гибко и эффективно использовать кадровый потенциал организации, повышать оперативность при принятии решений в рамках проекта, концентрировать усилия на важнейших направлениях деятельности; однако при ее использовании происходят дробление и распыление ресурсов организации, отрыв работников функциональных подразделений коллег, вследствие чего можно опасаться деградации профессиональных знаний, усложнения процесса развития организации как единого целого.

Рис. 3 Проектная организационная структура

§ матричная - функционально-целевая оргструктура, создается по проектному принципу, но действует длительное время. Принцип структуры: по вертикали строится управление по отдельным сферам деятельности организации, по горизонтали осуществляется управление проектами. Для такой структуры характерны: гибкость, активизация деятельности функциональных подразделений благодаря контактам с проектами, адресная ответственность исполнителей. Недостатки: дуализм управления и отсутствие единоначалия, сложность взаимосвязей, из-за чего возможна потеря контроля, отсутствие чувства стабильности у работников из-за постоянного переформирования структур.

Рис. 4 Матричная организационная структура

Таким образом организационная структура управления персоналом представляет форму разделения труда и его кооперацию в сфере управления персоналом, систему распределения работников оп отельным относительно устойчивым группам или отделам, между которыми осуществляются производственные, технологические, экономические, информационные и иные связи и отношения.