Меню сайта


Корпоративная культура как важнейший фактор эффективности организации

Сильная культура увеличивает преемственность и постоянство всех организационных принципов, она как бы заменяет формальную бюрократию в организации. Высокая степень формальной структуризации в компании создает предсказуемость, порядок и постоянство - сильная корпоративная культура добивается того же без развитых бюрократических структур и множества письменных документов. Чем сильнее культура, тем меньше заботится руководство компании о разработке формальных правил и рекомендаций для управления поведением подчиненных. Эти правила станут неотъемлемой частью сознания сотрудников, как только они усвоят корпоративную культуру своей организации.

Нет сомнений в том, что корпоративная культура обладает огромным влиянием на поведение работников. Но как создать такую культуру, которая бы «подгоняла» работников именно под те стандарты, которые выгодны руководству? Когда организация только создается, руководители оказывают большое влияние на ее культуру: в молодой организации еще нет устоявшихся традиций, почти нет сформировавшихся субкультур, сама организация невелика, все знают ее основателя и на себе испытывают влияние его представлений об организационной культуре. Не удивительно, что в таких условиях руководство компании имеет все возможности для формирования именно той культуры, которая облегчает достижение корпоративных целей.

Сложившаяся и сильная корпоративная культура имеет и свои уязвимые стороны. Если она состоит из относительно устойчивых составляющих, ее приверженцы сопротивляются любым переменам, поскольку работники стойко защищают уже существующие корпоративные ценности. Поэтому, если некая корпоративная культура со временем перестает отвечать задачам организации или больше не устраивает руководство компании, в ней немногое удается изменить.

Корпоративная культура - важнейший инструмент менеджмента. В настоящее время корпоративная культура выступает как самоценность. Говоря иными словами, она нужна именно потому, что нужна, так как без сформированной культуры начинают тормозиться бизнес-процессы и коммуникации любого уровня. Многие руководители вообще не задумываются о культуре, пока не встанет вопрос о репутации компании, в которой, как известно, корпоративная культура играет далеко не последнюю роль. Для того чтобы компания была единым организмом, работала как часы и обрела лицо не просто отличное, а отличное от других, необходимо приложить максимум усилий. Этапы развития корпоративной культуры можно представить следующим образом: менеджмент компании сначала создает ее и влияет на нее, затем соответствует ей и развивает ее. Далее осуществляется переход в формы межкорпоративной культуры. Межкорпоративная культура-инструмент усиления позиций компании на уровне отрасли и рынка. Она ценна постольку, поскольку способствует реализации тенденции к переходу от конкуренции к партнерству.

Одновременно с развитием межкорпоративной культуры происходит зарождение и развитие культуры бизнеса. Действительно, возникновение холдингов и укрупнение бизнеса, необходимость изыскивать ресурсы на пересечении возможностей нескольких компаний, подталкивают к развитию проектного менеджмента и, следовательно, к осознанию необходимости установления не просто договорных, конвенциальных коммуникаций, но интеграции ценностей, видения, идеологий. Культура бизнеса-инструмент преобразования управленческих технологий в технологии системной организации деятельности компании.

Сегодня культура бизнеса в России находится на стадии зарождения. Время, которое можно обозначить как подходящую среду для ее развития - это время системной интеграции бизнеса. Интеграция бизнеса - объективный процесс. Трансформация корпоративной культуры в культуру бизнеса - необходимое сопровождение этого процесса, без которого эта интеграция не будет ни успешной, ни даже возможной.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8