Корпоративная культура высших учебных заведений

В современной науке существует достаточно много определений корпоративной культуры. В контексте университетов это множество может

быть сведено к двум определениям. Смысл первого из них состоит в том, что корпоративная культура представляет собой нечто такое, что организация имеет. То есть корпоративная культура является атрибутом организации и представляет собой совокупность поведенческих норм, символов, ритуалов, мифов, традиций и т. п., которые соответствуют ценностям, присущим организации, разделяемым ее сотрудниками, передающимся в виде «жизненного опыта» организации, отражающим ее индивидуальность и определяющим ее восприятие самой себя и других организаций в социальной и материальной среде. Смысл второго определения состоит в том, что корпоративная культура - это то, чем организация является, т. е. то, как она реализует свою миссию внутри и вне самой себя, или, другими словами, - способ существования организации. С практической точки зрения выбор того или иного определения задает и способы воздействия на корпоративную культуру, пути ее изменения и развития.

Об общих подходах к формированию корпоративной культуры и отчасти об их адаптации к условиям деятельности университетов уже говорилось выше, но есть необходимость остановиться и на сугубо «вузовских» аспектах этой темы. Корпоративная университетская культура - это весьма своеобразная форма жизнедеятельности наших организаций, позволяющая говорить об университете как о самоорганизованной системе, построенной на принципах самоценности знания, свободы учения и обучения, что и является конкретным способом реализации идеи университета. Пока в отечественной литературе еще недостаточно проанализированы особенности именно университетской культуры, но в зарубежных источниках можно почерпнуть немало информации о них. К примеру, американские университеты, уделяющие очень больше внимание формированию особой корпоративной культуры, так определяют основные признаки университетской культуры (предполагается, что чем больше этих признаков наблюдается в культуре того или иного университета, тем совершеннее его корпоративная культура, тем более высокое место он занимает или может занять в системе высшего образования своей страны):

полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансферт современного знания;

сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего на фундаментальные исследования;

наличие системы подготовки специалистов с «продвинутой» научной степенью, в том числе и при превышении числа магистрантов, аспирантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования;

ориентация на современные направления науки, высоких технологий и инновационный сектор в экономике, науке и технике;

широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание;

высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных; наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу.

высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;

восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;

конкурсность и селективный подход при наборе студентов;

формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды;

наличие корпоративной этики, базирующейся на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах;

формирование вокруг университета специфического научно-технического и экономического пространства, часто заполняемого технопарковыми структурами;

стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом.

Одной из особенностей корпоративной культуры университета является то, что она должна быть тесно связана с репутацией и имиджем вуза - способствовать их укреплению и развитию. Для формирования адекватной сегодняшнему дню университетской культуры важно понимать, из каких слагаемых состоит структура имиджа высшего учебного заведения. Вот лишь некоторые из них (этот список, разумеется, может быть продолжен):

стаж и опыт работы в сфере образования, известность в профессиональных кругах и среди общественности;

репутация и профессионализм руководства;

перспективы профессионального развития университета;

востребованность выпускников на рынке труда, уровень их зарплаты и.карьерного продвижения;

Перейти на страницу: 1 2 3 4