Кризис - менеджмент предприятия

Для успешного функционирования в условиях финансового кризиса, необходим определенный набор методов управления, использование которых поможет справиться с новыми нестандартными задачами, возникающими в условиях экономического кризиса. Разработка такого арсенала управленческих подходов позволит создать определённый резерв прочности (буфер безопасности), позволяющий планировать управленческие решения в ответ на изменения внешней рыночной среды. (Приложение табл.2)

После комплексной диагностики состояния предприятия следует обозначить или откорректировать стратегические цели предприятия.

Предприятие может функционировать на определенном сегменте рынка, руководствуясь одной из существующих маркетинговых стратегий. а) Стратегия стабильности - укрепление существующего направления бизнеса. б) Стратегия роста - захват новых рынков сбыта. в) Стратегия сокращения - сворачивание бизнеса (продажа деловой единицы нерентабельного бизнеса) и ликвидации. г) Функциональная стратегия - усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др. д)

Стратегия выживания - отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений. Реализация выбранной стратегии происходит при соответствующем поведении: Креативное - создание нового продукта с уникальными свойствами; Приспособленческое - сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и на особой группе покупателей; Преимущественное - нацеленность на сохранение достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции.

Первый этап

тактического управления - реализация выбранной стратегии; при этом менеджеры должны: а) окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие друг другу; б) детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии; в) привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией; г) выработать решения по поводу организационной структуры. Финансовый кризис необходимо рассматривать как шанс для компании перестроить свою систему управления, создать эффективный механизм, способный принимать сложные управленческие решения в любых условиях. Кроме того, у компании, заранее создавшей резерв для работы в условиях экономического кризиса, появляется отличная возможность по укреплению своих позиций за счет поглощения более слабых конкурентов.

Осуществление тактических(оперативных) мероприятий должно осуществляться в рамках выбранной стратегии.

Тактические (оперативные) мероприятия в период кризиса: Структура предприятия во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды: слишком жесткая организационная структура может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач.

Осуществляется

оптимизация организационной структуры и её адаптация под выбранные стратегические направления деятельности. Организационная структура - это не просто схема, на которой указаны подразделения и взаимосвязи между ними. Она должна отражать логику функционирования предприятия и соответствовать специфике деятельности: а) закрепление зон ответственности и полномочий; б) четкое распределение функций менеджмента по организационным звеньям; в) фиксация места каждого работника и подразделения в процессе деятельности предприятия; Большинство компаний в подобной кризисной ситуации акцентируют свое внимание лишь на оптимизации расходов предприятия, сокращении их до минимума. Но такой подход к решению проблем дает лишь кратковременный эффект и одновременно ведет к сокращению операций. Инновационное реформирование, т. е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты.

Управление ассортиментом и ценообразованием, оценивается возможность изменения ассортиментной политики с целью концентрации на наиболее рентабельной продукции, проводится анализ ценообразования и перехода на систему минимально допустимой наценки. Действия финансового менеджмента: а) управление оборотным капиталом (дебиторская задолженность, запасы, денежные средства, ликвидные ценные бумаги, текущие пассивы). Основной целью по данному направлению является формирование рациональной структуры и состава оборотных активов и пассивов, обеспечивающих предприятие дополнительными свободными денежными средствами.

Большое внимание уделяется изменению кредитной политики и ее влиянию на продажи, себестоимость продукции, дебиторскую и кредиторскую задолженность компании, её финансовое оздоровление; б) оценка и аудит при проведении залоговых и кредитных операций - подготовка документов, необходимых для получения кредитов и подтверждения реальной стоимости залоговых активов, так как в условиях финансового кризиса будут повышены требования к качеству их разработки; в) реструктуризация и оптимизация активов и обязательств - проводится классификация и структуризация существующих активов и обязательств, осуществляется оценка их доходности, ликвидности и целесообразности сохранения в портфеле активов компании. Управление рисками, определяются основные экономические риски, способные оказать наибольшее влияние на состояние предприятия в условиях финансового кризиса, проводится оценка их последствий и вероятности наступления, разрабатываются мероприятия по их минимизации. Реструктуризация предприятия - это его структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников; (менеджмент) компании должны четко представлять организационные финансово-экономические, юридические и налоговые последствия, к которым приведет реорганизация и возникающие при этом риски для бизнеса. Оптимизация численности персонала (сокращение персонала) Оптимизация численности персонала осуществляется исходя из выработанных на этапе оптимизации организационной структуры решений.

Перейти на страницу: 1 2