Методы материального стимулирования

Как показало исследование психологических и экономических составляющих процесса мотивации, стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Разница в том, что стимулирование-это одно из средств, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. По мнению Д.С. Синка имеются четыре основные системы методов улучшения мотивации работников и повышения результативности их труда. По силе обусловливаемого ими производственного эффекта они располагаются в такую последовательность: экономические методы, целевой метод, метод проектирования и перепроектирования работы («обогащения труда»), метод соучастия-вовлечения работников (партисипативный метод).

В наиболее концентрированном виде эти методы представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Методы улучшения мотивации работников по Д.С. Синку

Виды методов

Индивидуальные

Групповые

Экономические (прямые)

Сдельная оплата. Повременная оплата. Премия за рационализаторство. Плата за отсутствие прогулов. Плата за обучение. Оплата больничных. Страхование жизни и здоровья. Пенсионное обеспечение

Распределение прибыли

Экономические (косвенные)

Льготное питание. Доплата за стаж. Премии. Оплата детских учреждений. Оплата строящегося жилья. Оплата юридических услуг. Финансирование программ физического оздоровления.

Дополнительные выплаты. Групповые премии

Не денежные

Заработанные отгулы. Гибкие рабочие графики. Обогащение труда. Оценка результативности. Продвижение по службе. Обучение

Программа повышения качества трудовой жизни. Бригады производительности. Кружки качества. Охрана труда

Все экономические методы основаны на системе основополагающих принципов организации материального вознаграждения за исполненную работу. Эти принципы в наиболее полном виде были сформулированы Д.С. Синком и состоят в следующем:

коммуникативность, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих правил организации системы стимулирования;

опора на обоснованную и справедливую систему оценки работы;

хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки работы;

разумные нормативы работы;

поощрение четко увязано с результативностью;

измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей;

простота системы стимулирования;

упор на качество работы;

увязка вознаграждения и результативности во времени;

создание в большей степени атмосферы сотрудничества, нежели конкуренции;

вознаграждение за стимулированные, а не за приемлемые уровни результативности;

контроль за нормативами;

наличие механизма для пересмотра нормативов;

гарантированные часовые ставки или уровень заработанной платы;

стимулирование дополнительных работ;

гарантия работы;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6