Изучаем менеджмент
Как показало исследование психологических и экономических составляющих процесса мотивации, стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Разница в том, что стимулирование-это одно из средств, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. По мнению Д.С. Синка имеются четыре основные системы методов улучшения мотивации работников и повышения результативности их труда. По силе обусловливаемого ими производственного эффекта они располагаются в такую последовательность: экономические методы, целевой метод, метод проектирования и перепроектирования работы («обогащения труда»), метод соучастия-вовлечения работников (партисипативный метод).
В наиболее концентрированном виде эти методы представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Методы улучшения мотивации работников по Д.С. Синку
|  
 Виды методов  |   
 Индивидуальные  |   
 Групповые  |  
|  
 Экономические (прямые)  |   
 Сдельная оплата. Повременная оплата. Премия за рационализаторство. Плата за отсутствие прогулов. Плата за обучение. Оплата больничных. Страхование жизни и здоровья. Пенсионное обеспечение  |   
 Распределение прибыли  |  
|  
 Экономические (косвенные)  |   
 Льготное питание. Доплата за стаж. Премии. Оплата детских учреждений. Оплата строящегося жилья. Оплата юридических услуг. Финансирование программ физического оздоровления.  |   
 Дополнительные выплаты. Групповые премии  |  
|  
 Не денежные  |   
 Заработанные отгулы. Гибкие рабочие графики. Обогащение труда. Оценка результативности. Продвижение по службе. Обучение  |   
 Программа повышения качества трудовой жизни. Бригады производительности. Кружки качества. Охрана труда  |  
Все экономические методы основаны на системе основополагающих принципов организации материального вознаграждения за исполненную работу. Эти принципы в наиболее полном виде были сформулированы Д.С. Синком и состоят в следующем:
коммуникативность, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих правил организации системы стимулирования;
опора на обоснованную и справедливую систему оценки работы;
хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки работы;
разумные нормативы работы;
поощрение четко увязано с результативностью;
измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей;
простота системы стимулирования;
упор на качество работы;
увязка вознаграждения и результативности во времени;
создание в большей степени атмосферы сотрудничества, нежели конкуренции;
вознаграждение за стимулированные, а не за приемлемые уровни результативности;
контроль за нормативами;
наличие механизма для пересмотра нормативов;
гарантированные часовые ставки или уровень заработанной платы;
стимулирование дополнительных работ;
гарантия работы;
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru