Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Понятие «менеджмент» есть общим и в экономической литературе трактуется по-разному. В нем сведенные воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, которое охватывает хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.), и как организационное понятие, которое характеризует субъектов, которые принимают решение, их роль в деятельности предприятия (правление, начальник цеха, мастер). Доминирует функциональный подход, который очерчивает задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров разных организационных уровней [70, с. 41].

Экономическая категория менеджмент имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управлению предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе они часто употребляются как синонимы. Г. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в разных значениях, хотя термин «менеджмент» исключительно трудный для понимания. Во-первых, он имеет специфично американское происхождение и едва ли может быть переведено на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, которые ее выполняют; он указывает на социальное или должностное положение и одновременно означает учебную дисциплину и область научных исследований.

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций [14, с. 15].

Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями; управление, ориентированное на доходность и прибыльность; деятельность по надзору, который использует особые формы организации работы, договорные и контрактные отношения между работой и капиталом; особая область научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской организации и др.

С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическое звено общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных отношений.

Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, представлены в виде модели (смотри рис. 1.1).

Особенности менеджмента как науки заключаются в том, что менеджмент - это, прежде всего управление людьми, наука о человеке, ее интересах, поведении и взаимодействии с другими людьми.

Также особенности менеджмента как науки отражаются в его тесной взаимосвязи с другими науками. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследование операций и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4