Меню сайта


Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Рис. 1.1 - Подходы к определению менеджмента [70, с. 42]

научный менеджмент управленческий мысль

Во-вторых, истинность тех или других теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений.

В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека.

В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знание, а действия, т.е. недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике.

Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций есть успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей работе.

Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывание и утверждение независимо от авторитета автора, анализировать ситуацию, которая сложилась, и проверять действенность теории в конкретных условиях. Такой подход разрешит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее подходящую.

Рассмотрение понятия менеджмент из разных точек зрения открывает новые горизонты исследования современной науки управления.

Прежде всего, менеджмент рассматривается как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей организации. Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления влияет на объект управления, которые получили название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль. В дальнейших разработках состав функций управления дополнялся, в том числе и за счет конкретизации тех или других видов управленческих работ [40, с. 39]

Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, есть также процессом. Итак, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых являются решения проблем и задач организации.

Сущность и содержание процесса управления отражается в его функциях, поэтому его можно рассматривать и как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью получения максимальных результатов. Это влияние осуществляет соответствующая категория людей - менеджеры. Не случайно в теории и практике управленческой деятельности менеджмент часто идентифицируется с менеджером, с органами или аппаратом управления.

Менеджмент - это орган или аппарат управления современными организациями. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Главная задача аппарата управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими через постановку цели и разработку путей ее достижение. Умение ставить и реализовать цель основатель научного менеджмента Ф. Тейлор определил, как искусство точно знать, что нужно сделать и как сделать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должны владеть соответствующая категория людей - менеджеры, чья работа заключается в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения цели. Они обеспечивают условия для продуктивной и эффективной работы занятых в организации работников и получение результатов, которые отвечают поставленной цели. Итак, главной задачам управленческого аппарата является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее цели [70, с. 44].

Перейти на страницу: 1 2 3 4