Меню сайта


Основные понятия, роль и задачи управления персоналом

Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

· Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.

· Анализ рынка труда и управления занятостью.

Отбор и адаптация персонала.

· Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста.

· Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.

· Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.

· Управление производительностью труда.

· Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

· Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.

· Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.

· Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.

· Разработка и осуществление социальной политики предприятия.

· Профилактика и ликвидация конфликтов.

Объем работ по каждой из этих функций зависит от размера предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятия и за его пределами.

В промышленности России более половины сотрудников служб управления персоналом занимаются нормированием и оплатой труда. В системах управления человеческими ресурсами США больше всего сотрудников занято отбором, адаптацией и оценкой персонала.

В управлении персоналом существует две группы принципов:

· Принципы, относящиеся к самому процессу формирования службы управления персоналом.

· Принципы, характеризующие саму систему функционирования управления персоналом.

Выделим следующие основные принципы управления персоналом:

· Принцип первичности функций управления персоналом (характеризует наличие в организации подсистем управления).

· Принцип оптимизации соотношения деятельности на рынке, технологических возможностей и численности персонала, который необходимо иметь фирме. Реализация данного принципа основывается на распределении функций между созданием системы управления персоналом и организационными основами формирования предприятия.

· Принцип оптимального процесса имитаций служебной деятельности.

· Принцип экономичности. Обычно предполагает эффективное построение системы управления персоналом с учетом возможного снижения затрат на его организацию, исходя из принятой на предприятии стратегии. Реализация данного принципа имеет основание, связанное с тем, что затраты на создание кадровой службы не могут превосходить затраты, связанные с отделом маркетинга; вместе с тем руководитель фирмы должен задуматься над тем, какие приоритеты в построении фирмы он видит в перспективе.

· Принцип прогрессивности. Создавая систему управления персоналом, менеджер должен пытаться реализовать на практике прогрессивные технологии управления персоналом, признанные в его сфере бизнеса; создавать при помощи своих квалифицированных менеджеров собственные, специфические технологии управления.

· Принцип иерархического подчинения.

· Принцип перспективности. При создании кадровой службы руководитель должен пытаться формировать такую систему управления, которая учитывала бы перспективу развития самой организации.

· Принцип научности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4