Инвестиционная деятельность в Российской Федерации

Сложившейся в регионе ситуации сложно дать логическое объяснение. В качестве примера рассмотрим основные документы, определяющие развитие Калининградской области на долго- и среднесрочную перспективу.

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 г. содержит много общих фраз о «сочетании региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития региона»; несколько раз упоминается о необходимости привлечения иностранных инвестиций на территорию области, однако какие-либо конкретные направления развития совместного предпринимательства, учитывающие его специфику, отсутствуют. И это в стратегии развития Калининградской области как «региона сотрудничества» . Складывается такое впечатление, что фирмы иностранных государств, готовые инвестировать в Калининградскую область, рассматриваются не как потенциальные партнеры, а как потенциальные конкуренты. И при этом в случае реализации Стратегии к концу десятилетия прогнозируется «рост в 20 раз объема накопленных прямых иностранных инвестиций».

В Федеральной целевой программе социально-экономического развития Калининградской области на период до 2010 г. также нет анализа эффективности иностранных инвестиций в регионе, отсутствуют какие-либо мероприятия, направленные на развитие совместного предпринимательства и учитывающие его специфику.

Между тем федеральным законом № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. (в ред. № 169-ФЗ от 08.12.2003) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» открыты широкие возможности в создании на региональном уровне благоприятного инвестиционного климата для предприятий с иностранным участием.

Вполне понятно нежелание местных органов власти уменьшать налоговую нагрузку на предприятия с иностранными инвестициями. Сумма предоставленных даже вновь созданным предприятиям (которые в противном случае вообще не были бы созданы) налоговых преференций традиционно считается «потерями местного бюджета от предоставления льгот». Между тем анализ бюджетной эффективности предоставления льгот в регионе показывает, что это выгодно не только получающим их предприятиям, но и региону.

Так, за период с 1999 по 2003 г. в соответствии с положением № 141 «О регулировании инвестиционной деятельности на территории Калининграда, осуществляемой в форме капитальных вложений» в областном центре получили освобождение от уплаты налогов в местный бюджет 22 предприятия, реализующие на территории города крупные (от 250 тыс. долларов) инвестиционные проекты. Общая сумма полученных ими налоговых льгот за указанный период составила 38,4 млн. рублей. Налоговые поступления от данных предприятий в местный бюджет с 1999 г. составили 44,7 млн. рублей. С 1999 г. предприятия осуществили инвестиционные вложения на 61,5 млн. долларов США, было создано 2719 рабочих мест. Таким образом, налицо высокая социально-экономическая эффективность мероприятий по предоставлению льгот по уплате налогов в местный бюджет для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты.

Следует учитывать, что, как показывает мировой опыт, налоговые льготы не являются определяющим стимулом для иностранного инвестора. В своем выступлении на XII Консультативном совете по иностранным инвестициям в Москве вице-президент Всемирного банка Й. Линн отметил: «Наш опыт свидетельствует, что наиболее экономически эффективные инструменты этой конкуренции (за доступ к прямым иностранным инвестициям. - Прим. авт.) не связаны с предоставлением налоговых льгот или других преференций в связи с прямыми иностранными инвестициями. В современных условиях для привлечения прямых иностранных инвестиций необходима стабильная и прозрачная система налогообложения, а не чрезмерно заниженные ставки налогов или другие льготы». По его же словам, «сегодня менее благоприятный, чем в других странах, режим прямых иностранных инвестиций наносит серьезный ущерб имеющемуся у страны потенциалу экономического роста» [6].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6