Меню сайта


Инвестиционная деятельность в Российской Федерации

Более важной предпосылкой привлечения иностранного капитала является благоприятный инвестиционный климат, стабильность и «прозрачность» условий хозяйствования, поддержка со стороны местных властей при получении информации о регионе, поиске местных партнеров, регистрации предприятия и т. п.

Очевидно, что подход к определению региональной эффективности совместного предпринимательства для каждого региона будет отличаться, соответствующим образом будут отличаться и цели развития совместного предпринимательства в том или ином регионе. Например, для эксклавных территорий большее значение будет иметь решение проблемы энергоснабжения, острота экологических проблем также может быть различной и т. д.

При исследовании региональной эффективности совместного предпринимательства особенно важное значение будет иметь оценка актуального уровня эффективности и максимально возможного для данного региона при тех или иных социально-экономических условиях.

При разработке стратегии регулирования совместного предпринимательства в регионе целесообразно определить перечень дополнительных данных о деятельности ПИИ, необходимых для оценки уровня эффективности совместного предпринимательства в регионе, и обеспечить их регулярное получение от ПИИ через органы государственной статистики. Речь может идти, в частности, о внедрении новой техники и современных технологий.

При анализе эффективности совместного предпринимательства для иностранных инвесторов важным моментом, требующим обязательного учета при сопоставлении уровней эффективности деятельности ПИИ для разных его субъектов, является анализ неофициальных путей, по которым иностранные учредители могут повышать для себя эффективность предприятия. Зная и правильно оценивая эти неофициальные пути, можно в достаточной степени приблизить к реальному баланс интересов для разных субъектов совместного предпринимательства.

Масштабы скрытого перемещения доходов ТНК между своими зарубежными подразделениями в России пока изучены недостаточно хорошо, в США же, к примеру, общие потери государственного бюджета вследствие уклонения таким путем от налогообложения с использованием международных каналов в 1990-х гг. ежегодно составляли около 25 млрд. долларов.

К наиболее распространенным неофициальным путям повышения эффективности совместного предпринимательства для иностранных учредителей относятся:

1) манипулирование трансфертными ценами;

2) завышение платежей за управление и лицензионных платежей;

3) манипулирование процентами по межфирменным кредитам;

4) задержка или ускорение платежей между предприятиями.

На наш взгляд, наиболее эффективно данную проблему можно решать на уровне отдельных регионов, в связи с чем было бы целесообразным произвести такое исследование, например, в Калининградской области - с целью принятия соответствующих мер и ограничения негативных явлений.

Эффективность региона как ОЭЗ для страны в целом можно оценить, сопоставив затраты государства (бюджетное финансирование, потери от предоставления налоговых кредитов, уменьшение налоговых поступлений и таможенных платежей вследствие предоставления льготного таможенного и налогового режимов и т. д.) и народнохозяйственный эффект от привлечения в регион иностранных инвестиций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6