Предложения по совершенствованию государственной политики развития малого предпринимательства в Челябинской области

Таким образом, на основе проведенного анализа мы пришли к следующим выводам:

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:

- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

- избыточные административные барьеры в системе государственных, в том числе контролирующих органов;

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- несовершенство системы налогообложения;

- неразвитость системы инфраструктурной и информационной поддержки малых предприятий;

- проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Рассмотрим данные проблемы подробнее.

Несовершенство законодательства, имеющего отношение к регулированию системы государственной поддержки малого предпринимательства, является одним из главных факторов, препятствующих развитию данного сектора.

При внесении изменений в законодательство в ходе административной реформы, не были учтены интересы малого предпринимательства и особенности начинающей формироваться в России инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства.

Развитие законодательства о государственном контроле (надзоре) за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства предполагает:

- устранение дублирования контрольных функций государственных органов в сфере предпринимательской деятельности, например, дублирования органами милиции функций по проверке предпринимательской деятельности, осуществляемой специальными органами государственного контроля (надзора);

- запрещение навязывания платных услуг при проведении государственного контроля (надзора), в том числе через использование аффилированных структур;

- упорядочение процедуры проведения внеплановых мероприятий по контролю.

Важнейшим фактором, порождающим теневую экономическую активность в сфере малого бизнеса, является налоговая политика государства, при которой выплата всех налогов, существенно снижает рентабельность малого предприятия.

Несмотря на введение ряда изменений, благотворно влияющих на развитие малого бизнеса и способствующих его легализации, система налогообложения малого бизнеса нуждается в дальнейшем совершенствовании. Необходимо с учетом инфляционных процессов, происходящих в экономике, увеличить размеры показателей, при соблюдении которых малые предприятия имеют право пользоваться упрощенной системой налогообложения, а также увеличить размеры показателей, при которых субъект малого предпринимательства может воспользоваться режимом налогообложения вмененного дохода.

Одной из проблем развития предпринимательства является проблема снижения административных барьеров, что представляет собой не столько уменьшение числа материально-правовых требований к занятию предпринимательской деятельностью, сколько создание системы прозрачных взаимоотношений предпринимателя и соответствующего административного органа.

Вопросы устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, нашли свое отражение в ряде принятых в последние годы федеральных законов. Однако данные федеральные законы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Одним из основных показателей неблагополучного развития отдельного сектора рынка является участие предпринимателей в теневой, скрытой экономике. Нерегулируемый рост теневого сектора предпринимательства не только свидетельствует о глубоком кризисе современных экономических отношений, но и способствует своему дальнейшему распространению как «удачной» альтернативе легальному, но менее прибыльному бизнесу.

По разным экспертным оценкам, доля теневого сектора в малом предпринимательстве в среднем по России составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.

Под теневой экономикой применительно к сектору малого предпринимательства понимают обычно ту часть экономики, обороты или доходы которой скрыты от официального учета и налогообложения.

Для России вовлеченность малого предпринимательства в теневую экономику стала одной из форм ведения деятельности, возможной в условиях отсутствия эффективного правого и экономического регулирования. Функционирование в теневом секторе позволяет предпринимателям избегать так называемых административных барьеров, т.е. нерациональных форм госрегулирования и контроля.

Одна из основных функций государства является создание необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4