Понятие фандрейзинга как инструмента дополнительного финансирования библиотечных проектов

Анализ показывает, что в нынешней ситуации наиболее стабильное финансовое положение имеют те учреждения, которые интенсивно развивают проектную деятельность. Поэтому противопоставление управления проектами управлению организациями, на наш взгляд, не совсем корректно, а, может быть, даже и вредно. Нужно не смотреть сверху вниз на "консервативные" учреждения, а помогать им овладевать технологиями социально-культурного проектирования, фандрейзинга, PR и т.д.

Для успешного получения денежных средств учреждениям культуры нужно не только генерировать интересные идеи, но и уметь грамотно оформить проект, доказать его оригинальность, актуальность и своевременность, убедить потенциальных спонсоров в выборе предлагаемого сотрудничества, четко обрисовав эту выгоду, и гарантировать выполнение взятых обязательств. Судьба библиотек зависит не только от государственных органов, но и от отношения общества и, конечно же, от профессиональных знаний руководителей и их умения налаживать контакты с предприятиями и организациями производственной сферы, имеющими возможность направлять часть прибыли на развитие культуры.

В той или иной форме руководители библиотек всегда занимались привлечением внебюджетных средств. В условиях развития рыночной экономики эта работа требует более системного подхода, приобретения специальных знаний, необходимых для эффективной деятельности. Привлечение внебюджетных средств, или, как чаще говорят, фандрайзинг (фандрейзинг) тем более актуален сейчас, когда предусмотренный федеральным законодательством норматив государственного финансирования культуры, к сожалению, не выполняется.

Наряду с привлечением дополнительных средств перед отделом развития библиотеки стоят и такие задачи, как создание и поддержание положительного имиджа, организация внутренних и внешних коммуникаций с целью содействия успешной деятельности учреждения.

Определяя цели фандрейзинговой кампании, библиотека четко формулирует творческую и производственную программы. Проект бывает либо чисто творческим (конкурс, акция, презентация книги, автора, библиотеки и прочее), либо инвестиционным (ремонт здания, приобретение библиотечной техники и оборудования, обустройство социально-бытовых объектов).

Определение стратегии фандрейзинговой кампании, ее концепции, идеологии - условие необходимое, хотя и не достаточное для ее успешного проведения. В особенности это касается поиска средств под определенный проект, который должен быть продуман и спланирован заранее. Четкий план действий, бюджет инвестиционного проекта - абсолютно необходимые условия для поиска средств.

Это важно при обращении к коммерческим структурам, цивилизованная часть которых и в России планирует свою деятельность, в частности благотворительную, на перспективу. Кроме того, принципиально, чтобы при разработке проекта было определено "зерно", своего рода приманка, которая заинтересует потенциальных вкладчиков, позволит библиотеке выстраивать с ними партнерские отношения.

Любая фандрайзинговая кампания начинается со списков (базы данных) потенциальных спонсоров.

Это перечень тех фирм, фондов и частных лиц, которые с большей степенью вероятности поддержат организацию или проект. Список должен быть, по возможности, максимально информативным. Чем больше информации вам удастся собрать о потенциальном вкладчике, тем легче будет выработать стратегию ходатайства - обращения к нему за деньгами или услугами. Вот перечень той информации, которую отдел, к примеру, собирает о каждом предполагаемом вкладчике:

Перейти на страницу: 1 2