Предложения по развитию корпоративной культуре ВУЗа

По мнению специалистов в области корпоративной культуры, применительно к университетам - это один из важнейших инструментов, определяющий смысл, направление и концентрацию усилий всего коллектива и оказывающий существенное влияние на эффективность управления вузом.

В отечественной и зарубежной литературе для таких явлений, как корпоративная культура организации, практически отсутствует устоявшаяся терминология. Проблематика корпоративной "*. культуры сформировалась главным образом на основе процессов перехода от индустриально-промышленного рыночного общества к постиндустриальному (информационному). За короткий промежуток времени еще не накоплено столько обширных и достаточно глубоких материалов, как это имеет место в организационной культуре, сформировавшейся в рамках индустриальной цивилизации и ей соответствующей. Очень часто поэтому в отечественной литературе «по инерции» ставят знак равенства между корпоративной и организационной культурами.

Такой феномен, как корпоративная культура, требует в сегодняшних условиях более осознанной и определенной позиции по многим из известных проблем.

Первой проблемой в области корпоративной культуры следует считать, полагают исследователи, системное восприятие культуры в единстве материального и духовного, в сложном взаимодействии и взаимовлиянии всех явных и скрытых, осознанных и неосознанных элементов.

Второй проблемой является субъективизм восприятия культуры, ее элементов, а также субъективизм оценок уровня, состояния культуры корпорации. Восприятие не только субъективно, но и динамично, поскольку сам воспринимающий субъект и воспринимаемая им система постоянно находятся в движении (меняются).

Приложение

Основы корпоративной культуры «предпринимательского» университета на примере Университета Уорика

Двадцать с небольшим лет назад руководство молодого и тогда еще мало кому известного Университета Уорика приняло решение осуществить «прорыв» и войти в первые строки университетских рейтингов за счет своей предпринимательской активности. Впрочем, толчком для этого стала политика тогдашнего британского правительства, направленная на сокращение государственных субсидий на образование, поэтому на момент принятия университетом решения об усилении его предпринимательской деятельности это было продиктовано скорее стремлением выжить, чем теоретическими построениями и доброй волей. Впоследствии, однако, эта работа начала приносить ощутимые результаты, и сегодня она обеспечивает университету очень высокие доходы, позволяя ему, в частности за счет своего стабильно высокого финансового положения, наращивать качество образовательной и научной деятельности, в том числе за счет «перекупки» лучших сил из других университетов, и выводя университет Уорика по многим показателям в число лучших университетов Великобритании.

Основными посылами команды, которая взялась за эту работу, и принципами ее деятельности стали;

определение основных источников потенциальных доходов - большая и вполне самостоятельная работа, которая должна быть проведена до того, как начата деятельность, а потом регулярно проводиться снова и снова - на уточнение и коррекцию. При этом, естественно, в центре - образовательная и научная деятельность. Изначально, после долгих споров, была принята «стратегия отсутствия стратегии» - каждая структура должна была предложить что-то свое, просчитать возможности успеха, предложить бизнес-план разворачивания этой деятельности, включая необходимые инвестиции;

понимание необходимости централизованных финансовых инвестиций и ре-инвестиций в эту деятельность, в том числе и рискованных, но производимых на основе серьезного предварительного расчета, маркетинговых исследований и пр.;

«агрессивный» маркетинг и РК - нельзя «продать» то, о чем никто не знает;

право на ошибку;

целевой фандрайзинг - поиск дополнительных средств под приоритетные задачи университета;

внимание к деталям, жесткий менеджмент этой деятельности, недопущение «ухода в песок» начальных инициатив и стартового энтузиазма, бесконтрольности и превращения предпринимательской деятельности университета в «отхожие промыслы» для отдельных лиц или структур и т. д.;

на этане разворачивания деятельности - инвестирование дополнительного труда сотрудников университета в разворачивание этой деятельности без дополнительной оплаты, с потенциальным возмещением трудовых затрат в случае успеха предпринятых действий. Новые люди принимаются на работу на короткие контракты;

привлечение менеджеров - профессионалов в этой области;

фиксированное (и в каждом случае отдельно оговоренное) распределение дополнительно полученных средств между «центром» и структурами. Мотив: «Лучше быть хорошей частью блестящего университета, чем блестящей (богатой) частью среднего университета». Со своей стороны университет учитывает рыночную нишу каждой из своих структур - нельзя одинаково подходить к бизнес-образованию и сугубо гуманитарной сфере;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6