Предложения по развитию корпоративной культуре ВУЗа

. Для определения новой миссии университета может быть проведен социологический опрос с использованием единой компьютерной сети, направленный на выяснение мнения сотрудников о перспективах развития университета. Этот опрос может содержать короткие ответы на четко сформулированные вопросы и высказывания в свободном формате.

. Следующим шагом может быть комплексная оценка индивидуальных результатов. Работа по определению, развитию и поддержке знаний и компетентности персонала планируется и осуществляется отдельно по категориям работников.

. В индивидуальном плане работы преподавателя обязательным условием является повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Повышение квалификации управленческого персонала всех уровней может осуществляется путем проведения семинаров и тренингов с приглашением отечественных и зарубежных специалистов. Эти семинары и тренинги могут быть посвящены вопросам стратегического планирования, управления проектами, особенностям вузовского менеджмента, выработке эффективного индивидуального стиля руководства, формированию навыков работы в команде в качестве как лидера, так и ее рядового члена и другим подобного рода вопросам.

. Для стимулирования творческой деятельности, ее эффективной оценки и поощрения использовать рейтинговую систему оценки работы преподавателей, учебной деятельности студентов и деятельности подразделений.

. Для работников установить различные формы материального стимулирования: доплаты и надбавки, а также выплаты премий; выплаты за работу, направленную на эффективное использование должностных обязанностей и оформляемую в виде план-графиков как дополнительные условия к контракту.

Заключение

Входе российских реформ происходят сложные структурные изменения во многих областях экономики, проявляют себя подобные изменения и в системе высшего образования. По сути, высшее образование является «ресурсом» для всех отраслей экономики, и потому подготовка квалифицированных специалистов прямо сопряжена с воспроизводством трудовых ресурсов под потребности предприятий, организаций, в целом с развитием экономического потенциала страны.

В условиях прежней советской системы хозяйствования вопросы высшего образования и управления вузами находились в строго регламентированном состоянии - цели и задачи подготовки специалиста были ясны, учебные планы и программы выверены, квоты распределения по местам дальнейшей трудовой деятельности заранее определены.

В силу нового рыночного уклада хозяйствования в системе отечественного высшего образования появились «провалы»: с одной стороны, изменились структура экономики и ее потребности в различных специалистах, с другой - система образования перестала соответствовать структуре экономики и не в состоянии полностью удовлетворить ее спрос на профессиональные кадры.

Проводимые в последние годы реформы оказали существенное влияние на всю систему высшего образования. Государственная финансовая поддержка государственных вузов составляет не более 30% бюджета почти любого из университетов. Оставшиеся средства должны быть мобилизованы из других источников финансирования. Это принципиально меняет условия образовательного процесса и его задачи.

В рыночных условиях система высшего образования получила иные мотивы развития, что повлекло за собой необходимость проведения структурных реформ и организации более жестко ориентированного управления вузами: были привнесены финансовые отношения в деятельность вузов, изменился характер образовательных услуг, потребовалось заново оценить свой потенциал и свою ресурсную базу и т.д.

Особого внимания заслуживают возможности международного сотрудничества и адаптации зарубежных программ высшего образования. В целом международные стандарты рассчитаны на активизацию индивидуальных особенностей студентов, воспринимают их как потребителей образовательных услуг и детально регламентируют зоны ответственности преподавателя и студента. Но появляются и критерии, факторы, которых ранее не было и которые заставляют по-иному посмотреть на функции вуза и прежде всего на статус университета, его приоритеты. Рассмотрение университета как организации восходит к целому ряду концептуальных работ прошлого времени (М.Вебера - школа как бюрократическая организация; Т.Веблена - американский университет как капиталистическое предприятие; Т.Парсонса - университет как социальная система), в которых на основании многих признаков (система управления, стимулирование, контроль и др.) проводится аналогия между вузом и промышленным предприятием, действующим в условиях рынка.

Университет определяется как многопрофильное учебно-научное объединение, являющееся по своей экономической сути товаропроизводителем, потребляющим общественно экономические ресурсы и удовлетворяющим потребности экономики страны в подготовке специалистов и ученых в необходимом объеме и номенклатуре, в получении новых знаний и создании научно-технической продукции и услуг. Под воздействием внешних факторов университет приобрел признаки экономической организации, но корпорации особого рода - связанной с производством и распространением знаний. Подобная позиция мотивирована изменением всей производимой человеком номенклатуры продуктов потребления. На товарном рынке резко поменялось соотношение объемов интеллектуального и неинтеллектуального труда. Возросла наукоемкость производственных процессов, информационного обмена. И значит, в новых для России условиях (как минимум: НТР + рынок) концептуальные взгляды на систему образования тоже должны были претерпеть существенные изменения. Анализ университета как научно-образовательной и производственной корпорации подразумевает, как минимум, следующее: признание его сложной иерархической структуры; изучение поведения в конкурентной среде и организационно-институциональной системе регионального сообщества; установление связей между специфическими интересами и стратегиями вуза, с одной стороны, и характером социальных процессов и последствий образования - с другой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6