История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе

обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Успехи Германии и Швеции в 50-60-х годах объяснялись многими причинами, и прежде всего, как уже отмечалось, правильным выбором модели общественного развития.

В настоящее время, как известно, в мире действуют две модели общественного развития с различными их модификациями [27, с. 219]:

так называемая неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства;

социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.

Стремление к формированию социально-ориентированной экономики становится общемировой тенденцией. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально ориентированного рыночного хозяйства - за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают представители основных политических движений, деловых кругов Украины.

Это направление характерно в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот также путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетание рынка и социальной справедливости. Принцип социальной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к культуре и образованию, защищенность в старости и в случае потери трудоспособности, то есть рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.

После мирового кризиса 1929-1933 годах отмечается все более активное вмешательство капиталистических государств в развитие экономической жизни. Активизации этого процесса в значительной мере содействовала теория английского ученого Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики, приведенная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 году. Его идеи относительно экономической политики в равной степени использовали правительства всех западных стран, особенно после второй мировой войны.

Кейнс первым рассматривал государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования экономики, включающие оценку стихийного рыночного механизма. Кейнс и его последователи полагают, что такие отрицательные явления капиталистической экономики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста, являются неизбежными в стихийной экономике, так как действие «вечных» и «естественных» психологических законов порождает большие трудности в реализации продукции. Склонность людей к сбережению денег приводит к более быстрому росту сберегаемой части национального дохода по сравнению с ростом всего дохода. В итоге спрос на товары как личного, так и производственного назначения оказывается недостаточным, что способствует стагнации производства, возникновению кризисов, неполной занятости ресурсов, труда и капитала. Это вызывает необходимость государственного вмешательства.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по следующим двум основным направлениям [27, с. 220]:

непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики;

регулирование важнейших пропорций общественного производства и

выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением

населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и

таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги

рыночной экономики.

Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления им весьма разнообразны. Во Франции активное создание государственного сектора началось при правительстве Ш. де Голля в 1945-1948 годах, проявившееся в национализации ряда крупных промышленных предприятий, банков и страховых компаний. К 80-м годам в государственном секторе Франции (без учета чиновников государственного аппарата управления) было занято 10% самодеятельного населения, в нем производилось 12,7% добавленной стоимости, выплачивалось 15% общей суммы зарплаты и осуществлялось 26,4% капиталовложений [27, с. 222].

Англия занимает одно из ведущих мест по уровню и разнообразию методов управления государственным сектором и ведущее место среди крупных держав по удельному весу государства в национальных капиталовложениях, доле государственных предприятий в общем числе занятых и удельному весу бюджетных расходов в ВВП. За счет государственных средств финансируется половина затрат на научно-исследовательские цели [27, с. 222].

Перейти на страницу: 1 2 3 4